Санкт-Петербург - Вологда (июнь 2007)
Главная
Статьи
Форум
Санкт-Петербург - Вологда (июнь 2007)




По материалам закрытого форума


Antropoid


В прошедшие выходные съездили в Вологодскую обасть... Вот кому интересно, отчетик... Постарался отдельными абзацами выделить техническую информацию, мало ли, кому лень читать все подряд...

Ну вот, на очереди выходные и пора подумать о том, как их провести. Как-то сразу подумали о Вологодчине, давно хотелось посетить те края. В связи с тем, что времени в этот раз в обрез, всего 3 дня (спасибо Дню Независимости), решаем посмотреть Белозерск, Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтово. Конечно, этим не ограничиваются достопримечательности Вологодчины, но посетить, скажем, Вологду или Великий Устюг, нет никакой возможности, не успеваем по времени.

Коротко о самой нитке планируемого маршрута. От Питера по мурманке до Иссада, потом по трассе А114 в объезд Тихвина в вологодскую область до Череповца (в который тоже не заезжаем) и на север до Белозерска. Далее в Кириллов и Ферапонтово. Обратно, не заезжая в Белозерск, напрямую через Воскресенское до Череповца, ну а там по той же дороге до Питера.

Скажу сразу, не везде удалось побывать, да и маршрут приходилось на ходу корректировать. Причины в том, что банально не хватило времени, а программа довольно насыщенная. Кроме того, не хочется посещать столь интересные места просто для галочки, смотреть, скажем, фрески Дионисия в Ферапонтово мельком просто никуда не годится, лучше вообще оставить посещение такого места на потом.

Итак, на семейном совете решили все-таки не выезжать с вечера, т.к. имелись сомнения с местами стоянок/ночевок, а искать их ночью не очень хотелось, и решили выехать рано утром в первый день. Как обычно закуплена раскладка, в машину погружен скарб, заправлен луц и машина поставлена на стоянку недалеко от дома.

Маленькое лирическое отступление. Во время летних выездов на природу, будь то лес или поле, существует одна, но большая проблема: слепни, комары, мошка, одним словом – гнус. Посему, давно витала идея как-то обезопасить себя от них и купить кемпинговую палатку с большим тамбуром с сеткой, дабы имелся некий пятачок, свободный от этого самого гнуса, так сказать, зона gnus free. Но тут я наткнулся на тент с сетчатыми стенками площадью 9 квадратных метров. Его и купили. Оказалось, то, что надо: устанавливается довольно быстро, большой, продувается, и гнус, попавший туда, уже занят не тем, чтобы делать жизнь людей невыносимой, а тем, как оттуда выбраться.

Возвращаюсь к рассказу о поездке. Итак, день первый. Выехали около 7.30 утра, раньше не получилось, ибо забрать авто со стоянки можно было не раньше 6 утра. Хм… Ладно. Без пробок и приключений добрались по КАД до мурманки и покатили. Погода отличная, машин на трассе немного, одним словом – красота. Переезжаем р. Волхов и поворачиваем на Тихвин. В том районе много разрушенных церквей, самая большая из них в самом Иссаде. Кроме того, на правом берегу Волхова, насколько я знаю, при проведении археологических раскопок обнаружена крепость в городище на р.Любше, возведенная раньше, чем Староладожская крепость, расположенная почти напротив. Само городище я не видел, а вот церкви смотрел, когда в те места ездили на велосипеде. Едем дальше и где-то за Хвалово встаем на отдых. Заезжаем в поле, раскидываем наш тент с сеткой – красота! Слепней и комаров нет, можно спокойно приготовить еду, перекусить, отдохнуть, к тому же наш барбос Теряша не сидит облепленный гнусом. Причем, поскольку стенки тента продуваются, под ним совсем не жарко, более того, можно найти местечко в тени. Короче говоря – всем советую!

Несколько слов о самой дороге, так сказать, техническая информация об участке СПб-Иссад-Череповец (трасса А114). Мурманка как всегда: начало отличное, потом все хуже и хуже. От Иссада, как правило, шоссе хорошее, но есть пара мест, о которых необходимо сказать особо. Во-первых, объездная Тихвина – просто жуть, разбитая, глубокие ямы, ехать невозможно. Во-вторых, в районе объездной Пикалева идет ремонт, но это некритично, главное – соблюдать знаки ограничения скорости, там они поставлены не зря. Как только начинается Вологодская область, появляется бетонка, причем частенько поверх нее положен асфальт: тоже не фонтан, но сносно. На трассе преобладают АЗС «АВРО» и «Лукойл», расположены не часто, но недостатка не ощущается. Единственная цивилизованная АЗС «Лукойл» с современным оборудованием обнаружена в Сомино. Все остальные «Лукойлы» с допотопными стрелочными ТРК, где они их раздобыли – не известно. Что касается АЗС «АВРО», то заправлялись на них пару раз, разницы не заметили. Правда, могу сказать только про бензин А76/80. Цены – такие же, как в Питере. Теперь про места для стоянок на участке от Тихвина до Череповца. На мой вкус пригодные для биваков места есть в районе Тихвина, а также в Вологодской области, скажем, в районе пос.им. Желябова. Если коротко, то лиственные леса и заболоченная местность перемежается с сухими сосновыми лесами. Так что можно смело рассчитывать на нормальный ночлег. Правда, если, скажем, в Карелии, в стране рек и озер, практически любая стоянка находится на берегу озера или реки, то здесь с этим могут возникнуть проблемы: стоянка у воды – это, скорее, исключение, чем правило (ну, либо нужно знать места). Вообще, шоссе пересекает некоторые речки, к которым вполне можно подъехать. Кстати, где-то примерно на границе Ленинградской и Вологодской областей есть стоянка с питьевой водой, просто надо не промахнуть соответствующий знак.

В этот день мы, как и планировали, доехали до пос.им. Желябова и остановились на ночлег. Несмотря на то, что было всего около 3 часов дня, а до Череповца оставалось около сотни километров, все-таки решили остаться там, отдохнуть полдня на природе: все-таки выходной день. Кроме того, ночевать за Череповцом неудобно, т.к. местность там густозаселенная и найти хорошее место для стоянки может представлять определенные трудности. А здесь - сосновый лес и очень чисто, что, кстати, великая редкость для родной Ленинградской области. Мы раскинули наш чудо-шатер, поставили палатки. Погода стояла отличная, гнуса в шатре нет, здорово. Кстати, в очередной раз убеждаюсь, что делать полдня на природе нечего, просто лежать, загорать и т.п. не по мне: это, знаете ли, на любителя. Легли довольно поздно, следующий день будет посвящен осмотру Белозерска, Кириллова и Ферапонтова. Кстати, местечко нам настолько понравилось, что следующая ночевка планировалась именно здесь.

Второй день начался около 7 утра, как обычно собрались, позавтракали и поехали. Вскоре подъехали к Череповцу, намереваясь обогнуть его с севера по окружной дороге. Тут я получил первое, так сказать, ударное впечатление. Местность очень красивая: огромные пространства холмов, покрытых ровной скошенной травой, перемежающиеся полосами невысоких кустов и деревьев, разбросанные домики в деревушках, расположенных в некотором отдалении от шоссе. И вот на фоне всей этой благодати довольно далеко к югу вырастает огромный частокол высоченных труб, на фоне которых рядом стоящие постройки практически незаметны. Из одних труб тянется дым, причем разного цвета, из другой - вырывается пламя. Жилых построек не видно, только небоскребы труб, выходящий из которых дым, образует большую шапку-облако. И это несмотря на то, что небо почти чистое, безоблачное. Кажется, что это какой-то мертвый город, который живет сам по себе и к нему не ведет никаких дорог. Диссонанс с окружающей природой просто режет глаз. Так мы едем довольно долго, и все время я поглядываю на это место – глаз не отвести. Мда, цивилизация. Наконец, поворачиваем к Белозерску. Машин мало, дорога нормальная, едем. Немного не доехав до Белозерска, останавливаемся на берегу реки, чтобы привести себя в порядок. Место тихое и красивое. Как обычно ставим шатер, обедаем без гнуса и купаемся. Времени мало, поэтому спешим в Белозерск, который расположен в нескольких километрах. Итак, Белозерск. Городок очень маленький, застройка - в основном частный сектор, деревянные домики. Однако есть несколько 4-х этажных домов. Стоит на берегу Белого озера, которое хорошо осматривать с земляного вала, опоясывающего монастырь. Было замечено 2 каменные церкви - одна внутри земляного вала, другая – почти на берегу озера, и одна деревянная. Пожалуй, единственное, где стоит прогуляться – это как раз земляной вал: очень хорошо видно Белое озеро и сам старый город. На территории монастыря, помимо недействующей церкви и нескольких вспомогательных построек в которых размещаются светские заведения (кажется, педагогический колледж и пенсионный фонд), расположены жилые деревянные дома, «Музей Природы» и еще какой-то музей, а также несколько затянутых ряской прудов, из которых доносятся такие раскаты кваканья, каких я еще никогда не слышал. Погуляли по валу, посмотрели сувениры. Надо сказать, что ассортимент разочаровал: обереги, которых во всех городах навалом, расписные шкатулки, которые уместны, на мой взгляд, только в Палехе, и какие-то, прошу прощения, безвкусные и безликие безделушки. Странно. Неужели в столь древнем городе (основан в 862 году) не нашлось некоторой, так сказать, изюминки, которая могла бы стать фирменным сувениром? Так ничего и не приобретя, поехали дальше по направлению к Кириллову, по пути заправившись водой из колонки. Вскоре асфальт превратился во вполне сносный грейдер. К парому мы подъехали как раз вовремя, ждать пришлось минут 10. Быстро переправившись на левый берег Шексны, мы отмахали остаток пути до Кириллова. Кирилло-Белозерский монастырь виден с холма при подъезде к городу и с первого взгляда поражает своими размерами и монументальностью. Приехали уже под вечер поэтому, не теряя времени, мы пошли осматривать монастырь. Монастырь представляет собой огромное сооружение, напоминающее крепость. Оно и понятно, ибо монастыри на Руси выполняли также оборонительную функцию. На территории КБМ находится множество построек разного времени, чудно переплетающиеся между собой. Этакая эклектика, причем все они довольно внушительных размеров и, как правило, соединены между собой. Пройдя монастырь насквозь, можно выйти к озеру Сиверскому. Возле одного из храмов, земля выложена большими каменными плитами с надписями, а, заглянув внутрь него, можно увидеть старые фрески и иконостас. Впечатления незабываемые и описывать их здесь не уместно: это надо видеть. Поскольку время поджимало, мы отправились на стоянку к машине и по дороге решили все-таки не ехать в Ферапонтово: поздно, можем не успеть на паром, да и хотелось посмотреть Ферапонтов монастырь основательно, без спешки. Опять же, поездка планировалась как пробная, места неизвестные, да и программа довольно насыщенная. Таким образом, было решено той же дорогой, т.е. через Белозерск возвратиться на прежнее место ночевки. Почему через Белозерск, а не через Воскресенское? Во-первых, в Белозерске хотелось попасть на берег Белого озера, во-вторых, посмотреть там вторую каменную церковь, в-третьих, на карте в районе Крохино прямо в озере крестиком обозначена церковь, думали туда заехать и узнать что это за такое. Короче говоря, поехали обратно. Отмечу, что Кириллов оказался довольно ухоженным городком, видимо, положение обязывает. На паром опять попали очень удачно, почти не ждали. Свернув на Липин Бор, переехали через плавучий мостик через Белозерский канал и подъехали к очередной паромной переправе. С этого места видны остатки разрушенного храма, видимо стоящего на острове. Наверное, когда-то этот островок был частью материка. Смотреть особо нечего, и мы направились обратно, в Белозерск., по дороге заправившись на «Лукойле». Подъехать к церкви, стоящей неподалеку от озера оказалось задачей нетривиальной, ибо то поворота нет, то въезд запрещен, то еще какая-нибудь засада. Каюсь, пришлось забить на знак, запрещающий поворот, и подъехать на самую набережную Белозерского канала. Посмотрели церковь, она, как и в монастыре, недействующая, прошли на берег озера, сели в машину и поехали из города. По дороге еще раз остановились у той же реки, чтобы привести себя и машину в порядок (у машины от тряски на грейдере разболталось крепление бампера к раме), проехали мимо зловещего металлургического комбината в Череповце и без остановок уже в сумерках (хотя какие сумерки в Вологодской области в июне!) добрались до прежнего места ночевки. Так подошел к концу самый насыщенный день в нашей поездке.

Опять прервусь и задвину некоторую техническую информацию. Итак, на этот раз про участок Череповец-Кириллов. От Череповца до Кириллова есть, насколько я понимаю, два пути: через Белозерск и через Воскресенское. И тот, и другой пути предполагают использование парома. Мы ехали только по первому пути, т.е. через Белозерск, поэтому я могу сказать только о нем. От Череповца до Белозерска идет вполне сносный асфальт. По самому Белозерску проезд сквозной мимо земляного вала, заблудиться трудно, едем вдоль озера. А вот за Белозерском, надо сказать, нам пришлось немого поплутать в поисках нужной дороги. Насколько я смог понять, на нашей карте не обозначена одна дорога на Липин Бор, точнее, ее начальный участок, и это несколько нас сбило с толку. В конце концов, нашли нужную дорогу. Чтобы не плутать, пользуемся правилом: после выезда из города НИКУДА не сворачивать! И попадете к парому. Паром работает с 9.00 до 21.00 с интервалом примерно в час, обед с 13.00 до 15.00, проезд бесплатный. Дальше, на левом берегу Шексны опять немного грейдера, потом асфальт до самого Кириллова. На пути от Череповца до Белозерска АЗС не обнаружено, есть «Лукойл» на выезде из Белозерска в сторону Кириллова и на въезде в Кириллов (названия не помню). Место для стоянки вдоль дороги, в принципе, найти можно, но все-таки я бы не стал на это полагаться, ибо много населенных пунктов и место запросто может быть занято, скажем, местными рыбаками, что и произошло, когда мы останавливались на речке на обратном пути.

Последний день нашей поездки особенно ничем примечателен не был. Просто ехали домой по уже знакомой дороге, пару раз начал было накрапывать дождик, но быстро прекращался. До Иссада машин очень мало, а вот на мурманке поток довольно плотный. И все бы ничего, если бы не ушлепки, которые постоянно мечутся по дороге, втискиваются, подрезают и пр. Как следствие, видели две аварии, вроде без жертв. Короче, все как обычно. Без приключений добрались до КАД, а по ней и до дома.

Ну, и еще пару слов. Поездка удалась. За 3 дня съездить довольно далеко, разведать дорогу, места стоянок, посмотреть Белозерск и Кирилло-Белозерский Монастырь – по-моему, неплохо. В следующий раз надо уже обязательно посетить Ферапонтово, Вологду; есть пара мест на юге архангельской области, куда стоит заехать. Погода также не подвела. Опробовали антимоскитный шатер, супер! Теперь задумываюсь о покупке большой семейной палатки, чтобы не тащить две маленькие. Одним словом, есть над чем поработать и куда поехать!



Рейтинг@Mail.ru