По материалам сайта http://www.autotravel.org.ru/
Леонид
В Кисловодск на машине езжу с завидной
регулярностью, ну, просто нравится мне этот город.
Хочется
поделится с теми, кто планирует поехать из Москвы на юг на
собственном автомобиле в первый раз. Сразу оговорюсь, что
высказывать буду своё личное, субъективное мнение.
Выезжать лучше
всего утром (часов в 5-6 утра)в субботу. В выходные на трассе меньше
машин, особенно это ощущаешь при подъезде к крупным городам -
Воронежу, Ростову-на-Дону и т.д. Если перед поездкой была
возможность выспаться хорошенько, то добраться к вучеру до Ростова
не составит труда.
Выехав на новую Каширку (продолжение Липецкой
улицы)попадаешь в некий дорожный рай - километров 220 от Москвы, ну,
прямо-таки автобан. Постов ГАИ всего два на этом участке, да и тех
только дальнобойщики интересуют. Дальше ощущения от поездки по
"автобану" омрачаются. Дорога узкая, местами всё же есть расширения
- дорогу строят и сейчас довольно быстро, кстати. к 2010 году
обещают полностью отреставрировать от Москвы до Ростова-на-Дону.
Если дальнобойщиков не очень много (а всё таки лето -
плодово-ягодный сезон), то до Ельца по этой самой узкой дороге ехать
довольно сносно. После Ельца наступает некоторое облегчение на
трассе и километров за 70 до Воронежа вы опять попадаете в дорожный
рай - имеются объездные весьма хорошего качества у Задонска и в
объезд Хлевного (дорога платная - была 10 руб с легковушки). Ворнеж
объезжаем по объездной дорге и выезжаем на трассу в конце города,
где можно остановиться, есть кафе, магазины и, что самое важное на
современной дороге - многолюдно. А перед выездом на трассу на
объездной дороге можно заправиться - бензин нормальный, сам
пользовался и 92 и 95.
Насчёт кемпингов для остановки и отдыха на
отрезке от Москвы до Ростова ничего не могу сказать, так как
достаточно спокойно могу проехать за день 1000-1200 км, не особо
уставая, а вот под Ростовом обращал внимание на вывески и рекламы
мест отдыха - там такие имеются (я не пользовался).
А вообще-то,
весь путь до Кавминвод я условно раэделил на три почти равных
отрезка - для отдыха, от Москвы до Воронежа ~ 520-530 км и можно
остановиться и полчасика отдохнуть, поразмять ножки, от Воронежа до
Ростова-на-Дону ~ 560 км и ещё одна остановка на полчаса или
побольше, кстати под самым Ростовом можно неплохо поесть - кормят
хорошо!!! На выбор - вкусная уха, мясо, всякие супы, борщи, и цены
сносные и желудок не страдает - я с собой в дорогу кроме минералки
ничего не беру и питаюсь по дорге в одних и тех же местах уже
несколько лет - нормально. Ну, а третий участок Ростов-Кисловодск
около 550 км.
Дорога от Воронежа до Павловска (140 км) хорошая -
или двухполоска в каждом направлении, или трёхполосная с реверсивной
полосой, машин не много и скорость зависит только от ваших
финансовых возможностей - гаишники приодически попадаются, однако не
прячутся.
А вот дальше трасса сужается до одной полосы в каждом
направлении и если много дальнобойщиков (а в выходные их меньше), то
удовольствия от езды по степным просторам никакого, и так почти до
города Шахты (поворот на Новочеркасск). Есть, правда отделные
участки дороги, которые радуют, но обЩей картины они не
приукрасят.
От Шахт до Ростова около 70 км - дорога хорошая, и вы
без проблем доезжаете до... поворота на Аксай, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ
ЗАЕЗЖАЙТЕ В РОСТОВ, есть вероятность заблудиться, если вы не знакомы
с этим городом, или если вам не надо ехать в Крым, или в Таганрог,
Мариуполь, Мелитополь и т.д.
Лично я иногда заезжаю в Таганрог с
ночёвкой, там живут мои добрые знакомые, т.е. мне проще.
Кстати,
можно побывать и в Таганроге - 140 км в сторону Мариуполя (Украина).
Чеховские места, памятник Петру I, основателю Таганрога, точь в точь
как на 500 рублёвой купюре, можно искупаться в море (Азовское), не
Чёрное, конечно, и пресное к тому же, но всё таки.
Вот только
ехать до Таганрога придётся через окраину Ростова-на-Дону, объездной
дороги нет.
Проехав через Аксай, "форсировав" по мосту Дон, вы
едете по плавням и выезжаете на трассу Ростов-Баку и вот здесь до
самых Минеральных вод получаете опять прекрасный заряд бодрости от
дорог. Дороги в Краснодарском крае и на Ставрополье - прекрасные (в
моём понимании, потому, что кто ездил по Европам, может меня не
поддержать).
До станицы Павловская 150 км - а дальше вам
необходимо сделать выбор - куда ехать, если на Черноморское
побережье, то направо на Краснодар, Новороссийск (там я ездил давно
и всего два раза, поэтому про эту доргу ничего рассказать сегодня не
могу, но помню, что тогда она мне понравилась), если на Кавминводы -
то прямо, не останавливаясь. Кстати, посты и пикеты ГАИ на Кубани и
на Ставрополье - через каждые 20 км.
От Ростова до Минвод около
500 километров, из более менее крупных городов Тихорецк, Кропоткин
(ст. Кавказская), Армавир и Невинномысск.
Если вы вдруг забыли
повернуть на море под станицей Павловской, не отчаивайтесь, перед
Кропоткиным у вас будет замечательная возможность это сделать,
правда путь несколько удлиннится.
За скоростным режимом следят,
пожалуй, только в районе Невинномысска, причём с применением самых
новейших приборов (с записью на компьютер). В остальных местах на
трассе основной конёк - это движение по полосам, сплошные и обгоны в
неположенных местах. Именно в самых удачных для обгона или другого
нарушающего требования правил манёвра местах ОНИ вас и ждут.
Бесхитростно, однако, многие попадаются.
Имейте в виду, во многих
местах на перекрёстках по трассе движение прямо из крайней правой
полосы ЗАПРЕЩЕНО, для москвичей это нонсенс.
Отношение гаишников
к автопутешественнткам весьма корректное, нет надменности и хамства.
Штрафы "на месте" не очень страшные, за исключением "пьяных", и если
вы не жлоб, договоритесь быстро.
Московские номера уже не
являются красной тряпкой и просто так вас уже не остановят, а было
время, лет пятнадцать тому назад, ни одного поста или пикета без
остановки не проедешь.
Заправок на трассе немерено, как
бензиновых, так и газовых. Придорожный "сервис" - чем дальше на юг,
тем чаще и богаче.
За несколько километров до Невинномысска
начинается Ставропольский край. От граничного поста ДПС до выезда из
Невинномысска правила лучше соблюдать, гаишников бывает много и все
с аппратурой.
От Невинки (местное название Невинномысска) до
Минвод - 110 км - можно расслабиться, постов ГАИ два, пикеты ни разу
не попадались, дорога приличная, асфальтированная бетонка по две
полосы в каждом направлении с широким разделительным газоном.
И
вот вы на Кавминводах. От Минвод до Кисловодска есть объездная
дорога протяжённостью 48 км. И если ваш выбор не пал на Пятигорске
или Ессентуках, то смело сворачивате на объездную, не доезжая до
Минвод 2-4 км. В Железноводск можно съехать прямо с объездной - 2-3
км от трассы, его даже видно. Гаишников на территории этого
курортного рая много, наиболее суровые и придирчивые из так
называемого Лермонтовского батальона (есть такой городок - Лермонтов
под Пятигорском). Они могут стоять и патрулировать по всем городам
Кавминводской группы и окрестностям, и видно их из далека, они
всегда в парадной форме.
ВНИМАНИЕ! Очень любят местные гаишники
разводить приезжих фразой типа :"Ну, вы наверное вчера
употребляли?". НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, если уверены в своём состоянии,
даже если действительно употребляли (в меру, конечно), но
чувствуете, что у вас нет никакого остаточного явления, не
сознавайтесь в этом.
Стойте твёрдо на своём, дескать, не пью
вообще, врач запретил.
Дело в том, что у них (тамошних гаишников)
весьма хороший психологический треннинг. Свою сакраментальную фразу
они произносят обычно с улыбкой, вежливо и очень понимающе, дескать,
на отдыхе всё же, можно и расслабиться.
Стоит попасться на эту
удочку, вам сразу же предложат проехать на медицинское
освидетельствование в Ессентуки (там у них что-то вроде столицы КМВ
- станица Ессентукская), и одному богу известно, чем эта поездка
закончится. Открутиться уже невозможно. И даже, если
освидетельствование не даст никаких результатов, отдых будет
испорчен, время потрачено и его вам никто не компенсирует.
Въезд
в Кисловодск - один, с постом ГАИ (у местных Стоп-ГАИ). Частенько
останавливают и начинают допытывать, куда, зачем, откройте багажник,
а потом: "хорошего отдыха". Когда примелькаетесь - 3-4 дня - уже
тормозить не будут.
Кстати, остаться в машине при проверке
документов не получится, обязательно вас под любым предлогом,
например, открыть багажник для осмотра, вынудят выйти из машины,
чтобы...... ОБНЮХАТЬ (на алкоголь) - это у них фишка!!!
Если
место остановки ещё не определено, то прямиком, по центральному
проспекту Победы до ж/д вокзала.
Остановиться в Кисловодске не
составит труда, на привокзальной площади всегда толкутся местные
жители с предложениями сдать комнату, квартиру, часть дома и т.д. А
можно обратиться в курортное бюро, которое располагается так же на
привокзальной площади, или обратиться в любой санаторий (где-то мест
не будет, а где-то найдёте).
При упортеблении нарзанов в
Кисловодске будьте осторожны, это вам не бутылочный розлив, не
всякий желудок сможет справиться. Самый сильный по ощущениям и по
действию на организм - сульфатный нарзан. В общем, непривыкшему
организму слабость в желудке обеспечена.
Естесственно, постоянно
находиться в Кисловодске навряд ли стоит. А вот использовать место
остановки в городе, как базовую точку для поездок по окрестностям,
как ближним, так и дальним - весьма удобно.
Приэльбрусье -
Терскол, Азау, Чегет - 200 км в Кабардино-Балкарию. Дороги
приличные, машин мало, впечатлений много. На канатке от Азау можно
подняться до 4000 м (в три этапа).
Архыз - через перевал Гум-Баши
(почти 2500 м над уровнем моря) и Зеленчукскую обсерваторию - 200 км
в Карачаево-Черкессию - завораживает.
Домбай -Теберда - тоже
Карачаево-Черкессия - 150 км - первозданная природа и, как говорят,
точка отсчёта экологии в РФ.
В Приэльбрусье и в Домбае идёт
бойкая торговля всевозможными шерстяными изделиями - цены
смехотворные и местными сувенирами - в основном горское
оружие.
Долина нарзанов - 70 км - отменное место
отдыха.
Окрестности Кисловодска - Кольцо-гора, Рим-гора, Медовые
водопады, Замок коварства и любви и многое другое - 10-15
км.
Ессентуки - 25 км, Пятигорск - 50 км.
В Ессентуках ничего
особо посмотреть не удастся - нет ничего, парк малюсенький, только
источники минеральной воды.
В Пятигорске - Лермонтовские места
(место дуэли, домик, где он жил и т.д.), Провал - без О. Бендера,
парк Цветник (Месье, же не манж па сис жур - Киса) и знаменитый на
весь Северный Кавказ ярмарочно-рыночный торговый комплекс, состоящий
из многих рынков ("Людмила","Лира", "Казачий" и т.д.)
Во все
поездки необходимо с собой ОБЯЗАТЕЛЬНО имет паспорт, или иной
документ, удостоверяющий личность с пропиской.
Нет моря и даже
озера (после наводнения 2002 года) - увы, это минус.
Кисловодский
же парк , на мой взгляд, не имеет аналогов в России - 2500 га, и
такое разнообразие растительности мало где найдётся.
А
потоптаться в июле по глубокому снегу в одних шортах (или без них
:))
на высоте 3500 метров, при этом подняться туда на канатной
дороге - это тоже впечатляет - моё субъективное мнение.
В
принципе, знаю о Кавминводах и о пути туда много (я так думаю), так,
что поделиться информацией могу, да и с обязанностями гида ,
пожалуй, тоже справлюсь.
Если что то интересное для себя нашли в
моём скромном повествовании, пишите на мыло glingen@yandex.ru
В
этом году в середине июля 2007 так же еду на машине в Кисловодск.
После приезда обязательно внесу коррективы в своё сочинение, думаю,
что за 10 месяцев на дорогах что-то изменилось.
|