Иркутск - Красноярск (январь 2007)
Главная
Статьи
Форум
Иркутск - Красноярск (январь 2007)




По материалам сайта http://www.automarket.su/

Вячеслав Старцев


Как возникают традиции? Оказывается, до примитивного просто — достаточно единожды по-особому, но успешно и с пользой отметить какое-либо известное событие, чтобы в следующий раз возникло желание совершить нечто подобное. Применительно к себе могу сказать — при всей своей безрассудности новогодняя поездка на автомобиле в Маньчжурию и встреча там 2006 года понравилась настолько, что уже не оставляла сомнений в том, как я проведу последние дни этого «мобильного» года. Разумеется, за рулем, и никак не ближе тысячи километров от Иркутска. Только в этот раз километры предстоит отсчитать в западном направлении, а преодолеваемые по пути границы будут иметь исключительно административный статус. Конечная цель поездки (точнее, ее середина, надо ведь и обратно вернуться!) — вполне конкретное географически, но уникальное с точки зрения русского языка образование, имя которому Красноярский край. Скажите на милость, географический центр какой еще страны, кроме России, может называться краем? Но отнюдь не выяснение этого обстоятельства стало целью посещения Красноярска. Город посмотреть, с людьми пообщаться — впрочем, дело это десятое, и тебе, уважаемый читатель, не особо интересное. Тогда зачем? А хотя бы просто подержать в собственных руках главный приз известной на всю страну «Абсолютной Драг-Битвы в середине России» — зажатый в мощных тисках тяжеленный кованый руль. Завоевать его все равно никогда не придется, так хоть прикоснуться к легенде — возможность уже сама по себе уникальная...

Красноярск

Самые плохие дороги не только на «Амуре» и в Иркутской области — эти 100 километров по Красноярскому краю лучше всего преодолевать именно в зимних условиях: основные ямы засыпаны снегом, да и пыль столбом, как летом, не стоит

Странно, но порой даже самая экстремальная и безбашенная поездка оказывается проще, чем последующий рассказ о ней. Конечно, это неправильно, но вся подготовка к путешествию в Красноярск свелась к двум словам — «сел и поехал». Отмахал без малого 2300 километров туда и обратно, а потом задумался — как теперь рассказать об этом, как поделиться впечатлениями и предостеречь от возможных неприятностей? Ведь основными вопросами, на которые пришлось неоднократно отвечать по возвращении, были: «Ну как там дорога, существует? Проехать можно или лучше не рисковать?». В общем, после недолгих раздумий решил не писать сухую штурманскую легенду, а рассказать все, как было. Начав с того, что на первых метрах пути, перед табличкой с перечеркнутой надписью «Иркутск», музыка в салоне неожиданно притихла, а после мелодичного сигнала вежливый женский голос о чем-то поведал по-японски. А машина-то говорящая! Интересно, чем решила поделиться, на что пожаловаться? Надеюсь, всего лишь пожелала счастливого пути...

От рассвета до заката

Красноярск

Дорога от Красноярска до Канска, может, и не повсеместно хороша, но при свете дня позволяет передвигаться довольно быстро

Путь от Иркутска до Тулуна даже в зимних условиях преодолевается менее чем за четыре часа — все познается в сравнении, и этот участок по-прежнему продолжает оставаться едва ли не образцово-показательным. А последствия усольского танкодрома, нечищеный асфальт в Аларском районе (новую дорогу положили только минувшим летом, и теперь тамошние дорожники боятся выпускать на нее тяжелую технику), гравийные разрывы в Тулюшке, невеселые горки в Шерагуле и предательски скользкий битум на подъезде к самому Тулуну есть не более чем мелкие и досадные недочеты.
Красноярск

Таких деревянных мостиков с односторонним движением в иркутской области всего два. Лучше ехать по «направляющим», удерживая машину от соскальзывания, иначе велик риск поставить ее боком и приложить к ограждению

Потому что именно Тулун становится той точкой отсчета, за которой заканчивается «до» и начинается «после». Во-первых, здесь, как и в Зиме, закрыт стационарный пост ГАИ, но и без бдительных инспекторов состояние дорожного покрытия на мостах в обоих случаях заставляет соблюдать ограничение скорости. Во-вторых, разрушительный паводок случился здесь словно вчера, а не минувшим летом — ухабы на нечищеных дорогах не смог сгладить даже ледяной накат. В-третьих, дорожные указатели продолжают представлять собой таблички размером не более страницы из школьной тетради, так что пройти город без «гадания на асфальте» и напряженного поиска заветного указателя невозможно. Вообще, кому как, но мне еще ни разу не удавалось миновать Тулун без того, чтобы не сделать пару-тройку лишних крюков. Ни днем, ни ночью.
Красноярск

Не всем удается благополучно миновать «шпильки» перед въездом на новый мост через реку Замзор. Рискну предположить — этот грузовик не вписался в неожиданный 90-градусный поворот во время обильного снегопада, когда видимость на трассе упала почти до нуля

Так случилось и на этот раз — пытаясь определить, куда именно показывает стрелка возле крохотного указателя с надписью «Красноярск», ненароком перемахнул через наконец-то восстановленный путепровод и оказался перед огромным щитом, на котором ветвистым деревом раскинулись направления во все ближайшие деревни. Кроме одного — главная-то дорога куда ведет? Замечаю в нескольких сотнях метров впереди по курсу припаркованный у обочины ГАЗ, водитель которого быстро и доходчиво объясняет, что по этой дороге достичь Красноярска можно только через Братск. Хвала автомобильным богам, что твой грузовик встал почти у самой развязки, а не через сотню-другую километров! Разворот, петляющая между унылых деревянных домов дорога и Х-образный перекресток с определяемой скорее интуитивно, чем визуально, табличкой «М-53». Здесь кончается твердое покрытие в привычном для нас понимании...

Красноярск

Частный сектор в центральной части города активно вытесняется современными многоэтажками. О сохранении грязных и покосившихся «памятников архитектуры» особо никто не вспоминает

Укатанный снег позволяет двигаться с довольно высокой скоростью, но размеренным такой темп не назовешь — то и дело приходится «кланяться» попутным большегрузам, обогнать которые с ходу из-за обилия закрытых поворотов удается далеко не всегда. К постоянным вибрациям кузова на мелкой гребенке не полностью скрытого снегом гравия привыкаешь быстро, но количество поворотов на погонный километр продолжает удивлять и настораживать.
Красноярск

Нечищеные дороги — фирменная особенность города. По словам самих красноярцев, местные дорожники на полном серьезе заявляют о том, что «весной снег сам сойдет». А «лежачие полицейские» в таких условиях полностью теряют свою актуальность

Рядом проходит «железка», та отклоняется от прямолинейного направления, как обычно, полого, но идущая параллельно ей автомобильная дорога себе подобной роскоши позволить не может — петляет так, что готова местами пересечь саму себя: вовсю обруливает чахлые рощицы и даже одиноко стоящие деревья. Повороты довольно крутые, и в сочетании с ребристым «мылом» под колесами их прохождение становится весьма полезным для повышения навыков скоростного руления и движения в управляемом заносе. Впрочем, самые интересные участки еще впереди, а пока посттулунский змеевик заканчивается жуткой шпилькой, изображающей объезд строящейся дороги (как минимум три года назад здесь было то же самое) и деревянным мостом с односторонним движением. Главное — попасть на неширокие и насмерть обледеневшие дощатые «направляющие», возвышающиеся на несколько сантиметров над плоскостью моста, и не соскользнуть с них при движении, иначе велик риск поставить машину боком, а то и вовсе приложить ее к ограждению: мостик-то, повторюсь, совсем узенький. Но через несколько километров понимаешь — все усилия были не зря: под колесами вновь появляется твердый и преимущественно новый асфальт, а прямая, как стрела, трасса пробивает низкорослую тайгу до самого Нижнеудинска.

Красноярск

Знаменитый «Биг-Бен» на развязке Коммунального моста. Пробки здесь обычное дело, и не только в час пик

Город, если сразу при въезде не проскочишь нужный поворот, преодолевается просто и быстро. Впереди неизвестность, остатки залитого еще в Иркутске топлива жадно сигнализируют о необходимости своего пополнения, ценники на местных АЗС неприятно удивляют двадцатирублевыми отметками за литр Аи-92 (ранее по области было 17.50), но деваться некуда. И снова в путь. По привычке ждешь off-road едва ли не сразу за чертой города, но «гравийные разрывы», этот замечательный термин дорожного начальства, появляются гораздо позже, хотя и по-прежнему неожиданно. Здесь же, словно по чьей-то злой воле, на узкий ледяной серпантин обрушивается сплошная стена мокрого снега.
Красноярск

Типичный пример «точечной застройки» — небольшой элитный дом в уже имеющемся «бюджетном» микрорайоне

Видимость падает до нескольких десятков метров, дорогу мгновенно засыпает снежная каша, движущиеся автомобили поднимают за собой кромешный ад молочно-белого тумана. При имеющейся ширине дороги обгон становится невозможен, а встречный разъезд происходит на грани сноса обоих автомобилей в глубокие заснеженные кюветы. Весело, одним словом. Спасибо парням-перегонщикам на двух грузовиках с легковушками в кузовах — видя мои безуспешные попытки их обогнать, они выбрали участок пошире и полностью остановились, помаячив «поворотниками» о том, что путь впереди свободен. А на мою благодарность «аварийкой» в зеркала заднего вида пришло пожелание счастливого пути — короткие вспышки дальнего света...

Красноярск

Точечная застройка возможна только в центральной части города и представляет собой небольшие элитные дома с подземными гаражами

Снегопад, между тем, только начинает набирать силу. Такого, признаться, ранее встречать не доводилось — иркутские снегопады не более, чем легкая форма зимних осадков по сравнению с той массой снега, что с каждым километром пути все более толстым слоем покрывает скользкую, ледяную, но теперь такую спасительную и твердую поверхность дороги. Тщетно — рыхлая перина под колесами становится только массивнее, уже на 90 км/час машина откровенно «плывет», а короткий зимний день разом превращается в непроглядную темень, поглотившую в хороводе предательски бликующих снежинок и придорожный ландшафт, и саму обочину.
Красноярск

Исторический центр города мало отличается от Иркутска — те же узкие улочки и бесконечный поток транспорта во всех направлениях

Полная потеря пространственной ориентации, совершенно пустынная трасса (дальнобойщики благоразумно остановились на ночлег, легковушки, похоже, тоже решили переждать непогоду в более комфортных условиях) — до сих пор не могу внятно объяснить, как удалось в таком хаосе добраться до Тайшета, за несколько километров до которого всеобъемлющий снегопад сначала пошел на убыль, а потом и полностью прекратился. Как раз вовремя — не знаю, как бы миновал по такой каше серпантин перед Байроновкой и форсировал второй по счету узкий деревянный мост с уже известными «направляющими».

Красноярск

Широкие проспекты — часть четкого и продуманного градостроительного плана

Мрачный малоэтажный Тайшет мудреной схемой проезда также не отличается, но успевает порадовать рекордными 20.10 рублей за литр 92-го бензина и бесконечным стоянием у двух ж/д переездов, расположенных в каких-то 50 метрах друг от друга. Не лучшая, но вполне терпимая дорога к будущей объездной, почти шикарная (опять же в будущем) развязка с мостом, и за кормой автомобиля вновь начинают исчезать километры федеральной трассы М-53. Остается миновать бирюсинский блок-пост ГАИ (исправно действующий, но без серьезных на то оснований транспорт не останавливающий), и через некоторое время проехать под большим и добротно оформленным сооружением с надписью «Добро пожаловать в Красноярский край!».

Красноярск

Даже в самом центре города, у площади Революции и Парка культуры и отдыха, нашлось место для огромной парковки

Чистого асфальта нет, дорога продолжает представлять собой ледяной накат, но двигаться со скоростью порядка 100 км/час и выше можно достаточно уверенно, если не отпускать газ и не усердствовать с педалью тормоза. В таких условиях отлично показал себя отключаемый овердрайв — толчок селектора в D3, и машина внатяг, без неадекватных и даже опасных переключений на скользких поворотах, легко вписывается во все виражи. Довольно пологие, надо сказать, хотя менять направление почти повсеместно приходится на спусках или подъемах.
Красноярск

Чистить проезжую часть и освобождать бордюры от сугробов в Красноярске, похоже, не принято

Так, уверенно штурмуя ледяную трассу, вылетаем на очередной взгорок и... упираемся в расцвеченную «аварийкой» фуру. Обходим, теперь уже вниз по склону, но по длинной веренице стоящих на обочине автомобилей становится понятно — это не стационарный ночлег, впереди на трассе что-то случилось. Торможение (хвала ABS!), поиск свободного места в импровизированной колонне, полная остановка.
Красноярск

Повернуть на разрешающий сигнал светофора здесь невозможно — встречный транспорт идет сплошным потоком. Сейчас для меня загорится красный свет, но я все равно начну поворачивать налево, уходя с проспекта на второстепенную дорогу. Но никто из тех, для кого све

Впереди «ГАЗель» с заглушенным двигателем (благо, на улице около пяти градусов ниже нуля), водитель которой и сообщает причину стихийного паркинга — в распадке поперек дороги развернуло КАМАЗ с полуприцепом, еще один большегруз VOLVO не может подняться по склону и теперь шлифует лед, чтобы не скатиться на раскорячившийся между обочинами КАМАЗ. В общем, ехать некуда, а по такому льду и вообще удержаться бы на месте! Вот незадача: говорят, где-то есть объезд и часть машин даже ушла на него, но где он находится, точно никто не знает. Неужели тут ночевать придется? Спасение пришло силами самих невольных пленников ледяной котловины. У кого-то нашлось немного песка, чтобы надежно зафиксировать VOLVO на склоне и обуть на его колеса цепи.
Красноярск

Даже развитая дорожная сеть не всегда в состоянии «переварить» огромную массу транспорта. И ведь это еще без транзитников, обходящих город стороной!

Потихоньку, поминутно проскальзывая, «швед» сумел-таки затянуть тяжелую ношу на вершину. С КАМАЗом решили поступить более радикально — в горку он сегодня все равно не поднимется, так пусть хотя бы не мешает тем, кто может! Отцепили тягач от фуры, в его полуприцеп уперся гигантским кенгурятником четырехмостовый монстр (опять же КАМАЗ) и попросту сдвинул его на обочину, а сам под победный рев дизеля исчез из виду. Впрочем, никто из грузовиков повторить его подвиг так и не решился, зато для легкового транспорта путь оказался свободен...

Но путь — всего лишь слово, реальность намного страшнее. Потому что еще задолго до того, как на обочине появилось предупреждение об аварийном состоянии покрытия на ближайших 100 километрах М-53, нарастающие клевки и раскачка кузова вполне определенно намекнули — гонять здесь себе дороже. Но зима свое дело знает, и если многолетний бардак на этом участке не стал менее коварным, то часть ям и ухабов снегом все-таки присыпало. Можно даже ехать, а не передвигаться. Скачки по ледяным горкам продолжаются до самой границы Иланского района, на ближних подступах к Канску превращаясь в современное шоссе с многочисленными и понятными указателями и хорошо освещенными улицами населенных пунктов, сквозь которые проходит «федералка».

Красноярск

Строительство новых дилерских центров и перестройка уже имеющихся продолжаются ударными темпами

Ничего личного, но многие жители Красноярска, с которыми довелось общаться, меняют одну букву в названии и называют этот город не иначе как «конск». В первую очередь из-за хитроумной и неадекватной схемы движения транзитного транспорта. Еще раз повторюсь, ничего личного, но во многом я теперь красноярцев понимаю. Блуждание по Канску — тот еще аттракцион!
Красноярск

На любой вкус, цвет и кошелек — за поворотом огромный мультибрендовый центр, предлагающий автомобили различных марок, но преимущественно китайской сборки

Спуск с ярко освещенного моста, длинная дуга поворота и совершенно немыслимый перекресток с кучей светофоров, круговых направлений и расходящихся во все стороны лучей — благо, имеется огромный щит с указателями «Центр — Красноярск». Заправляемся на так кстати оказавшейся под мостом АЗС по 18 рублей за литр Аи-92, уходим с перекрестка в полном соответствии с направлениями стрелок, и тут же попадаем на темную проселочную дорогу, идущую вдоль каких-то гаражей, баз и бетонных заборов. В зеркала «стучится» дальний свет, тормозим, параллельно останавливается Caldina, водитель которой в утвердительной форме спрашивает: «Транзитники, конечно? В Красноярск едете? Не туда свернули. Знаю, что по стрелке ехали. Но указатель на перекрестке есть, а дорогу еще не построили, так что возвращайтесь и сверните в следующий проезд».
Красноярск

На торговых площадках постоянно поддерживается наличный ассортимент «продажных» автомобилей. В том числе и тех, за которыми в Иркутске выстраиваются многомесячные очереди

Так и делаем, но легче не становится — дорога по-прежнему петляет где-то в промышленной зоне, форсирует нерегулируемый ж/д переезд и вырождается в узкую разухабистую тропинку. Опять где-то промахнулись? Кругом тайга, на тропе ни души, и вдруг фары выхватывают на одной из придорожных сосен криво прибитую табличку «М-53». Чудо, что вообще удалось ее увидеть — по миниатюрности размера она готова поспорить с тулунскими. Если это не чья-то злая шутка, то едем правильно. Вот и развязка, где-то далеко внизу горит огнями Канск, а к «М-53» на ближайшем придорожном указателе добавилась стрелка с надписью: «Иркутск». Иркутск,.. твою мать! И куда мы, спрашивается, все это время ехали? Ответ дал оператор оказавшейся поблизости АЗС: «Так вы на объездной оказались, только она еще недостроенная. Странно, как вы вообще смогли на нее попасть. Нужно было ехать не по указателю «Красноярск», а через центр — так проще и быстрее. Сейчас возвращайтесь в город и все время езжайте по главной, там правильные указатели увидите». Вернулись, проехали по главной, еще полчаса крутились на бесконечных кольцах при выезде из Канска, пока по номерам встречных машин не поняли, что такое количество транзитного транспорта может быть только на нужном нам направлении.
Красноярск

Современные дилерские центры существуют как поодиночке, так и целыми мультибрендовыми комплексами

Так и есть — через несколько километров появляются заветные надписи «Красноярск», но Канск упорно не хочет отпускать свою добычу: тайга сменяется безлесной равниной, на которой свирепствуют прорвавшиеся откуда-то из Заполярья дикие ветры. Вновь начинается снегопад, обочины становятся неразличимы, а постоянно меняющая направление поземка на асфальте способна в прямом смысле слова вскружить голову. Угадывать направление дороги приходится только по фарам встречных автомобилей. Благо, идут они сплошным потоком, с равными промежутками, словно связанные между собой невидимым тросом. В общем, почти всю оставшуюся дорогу до Красноярска пришлось проехать с ближним светом, что под конец пути стало уже напрягать — трасса неизвестная, обочины усеяны знаками «опасные повороты», снег и ветер не дают возможность оценить их кривизну, а «заглянуть» за поворот дальним светом мешает нескончаемый встречный поток.

Красноярск

Построил торговый центр? Будь любезен, оснасти пути к нему надземными пешеходными переходами через проспекты. Настоятельно рекомендовано администрацией, и спорить с ней никто не решается

Но все рано или поздно заканчивается, и после двух витиеватых многоуровневых развязок, строго следуя указателям «Красноярск», дорога упирается в табличку с надписью «Березовка». До центральной части Красноярска остается порядка 15 километров. Сначала длинный, усеянный могучими «полицейскими» прямик по самой Березовке, затем пологая дуга в промышленной зоне и, наконец, первая круговая развязка непосредственно в городе. Как потом скажут красноярцы, проникли мы в город «через зад», гораздо проще было двигаться по федеральной трассе по направлению к Новосибирску, и уже потом свернуть на одной из развязок непосредственно в центр.
Красноярск

Малая часть дилерского центра AUDI. За Иркутск стыдно

Легко сказать, но трудно догадаться, что для нормального въезда в город требуется игнорировать указатели с его названием и отдать предпочтение транзитному проезду! Впрочем, путь через Березовку оказался совсем неплох, а сразу за кольцевой развязкой началась одна из самых прямых и длинных магистралей города — проспект имени газеты «Красноярский Рабочий». На часах — 0.30 по иркутскому времени, 23.30 по местному. Таким образом, выехав из Иркутска в 10.30 утра, со всеми блужданиями, остановками и борьбой со снежной стихией, «атласные» 1059 километров (на деле порядка 1100) мы преодолели за 14 часов. Неплохо.

В середине России

Красноярск

Кто-то предпочитает продукцию европейских и японских автопроизводителей, кому-то по душе автомобили из Китая. Но даже эти машины можно покупать в оформленных по всем нормам шоу-румах

Город Красноярск. Год основания 1625. Вытянувшийся на десятки километров вдоль берегов Енисея, прижатый к реке горами, сегодня он представляет собой крупный современный город с населением более миллиона человек. И историческое развитие города, и постоянное наличие внятного градостроительного плана определило своего рода «специализацию» основных его частей — так, правый берег Енисея есть промышленная и жилая зона с тремя основными магистральными улицами, протянувшимися параллельно друг другу на многие километры.
Красноярск

Шоу-рум Subaru. Присутствует весь модельный ряд, а часть автомобилей представлена в различных исполнениях

Эту часть города принято считать некой «рабочей слободой» — всюду действующие предприятия, базы, склады и примитивные оптовые рынки, новостройки практически отсутствуют, а проживающая в пяти-девятиэтажных домах советской постройки основная часть населения представляет собой «рабочий класс», неспособный по своему финансовому положению перебраться за Енисей.

Красноярск

Subaru Impreza WRX STi в свободной продаже

Левый берег, наоборот, активно строится и развивается. Впрочем, структура его более чем неоднородна — здесь и исторический центр со сплошь заставленными транспортом узкими улочками и бесконечными многокилометровыми пробками, и огромный массив частного сектора на самой высокой точке города, Караульной горе (там, где стоит известная по десятирублевой купюре часовня), и современные микрорайоны с широченными проспектами и самыми причудливыми транспортными развязками. Строительство в Красноярске ведется повсеместно, но печально знаменитая «точечная застройка» имеет место быть только в историческом центре — небольшие по занимаемой площади, не самые высотные дома элитного уровня с подземными паркингами.
Красноярск

Первое, что встречает при входе в шоу-рум Mazda — топ-модель компании, турбированный монстр Mazda6 MPS. И не просто встречает — его можно купить

Основная же часть новостроек состоит из огромных жилых комплексов и целых микрорайонов, возводящихся на левом берегу Енисея, причем большая часть жилья, несмотря на современную архитектуру зданий, относится к так называемому эконом-классу. К сожалению, достоверно выяснить стоимость квадратного метра не удалось — люди оперируют цифрой в 33 тысячи рублей, но «на котловане» это или в уже готовом к заселению доме, неизвестно. Но то, что большинство новых жилых комплексов возведено за последние три года, и темпы строительства только увеличиваются, подтвердили все собеседники. Более того, наряду с жильем строятся и объекты инфраструктуры — торговые центры, школы и детские сады, причем последним уделено особое внимание... администрация вплотную занялась зданиями бывших дошкольных учреждений, в лихое перестроечное время утраченными или переоборудованными под коммерческие нужды, а матерям, не имеющим сегодня возможность устроить ребенка в детский сад по месту жительства, ежемесячно выплачивается 3000 рублей для оплаты услуг няни или частного детсада.

Красноярск

Дилерский центр BMW и Mini — при покупке лимузина седьмой серии мотоцикл BMW в подарок

А москвичи давно окрестили Красноярск городом дилерских центров и гипермаркетов. И это правда — первые поодиночке и целыми мультибрендовыми комплексами буквально оккупировали основные транспортные артерии города. Никаких наспех переоборудованных ангаров в промзонах, жалких пристроев и всего того, к чему мы привыкли в Иркутске — только выполненные в полном соответствии с корпоративными требованиями современные здания из стекла и бетона, огромные парковки и шоу-румы с обязательным наличием всего официально поставляющегося в Россию модельного ряда. Кроме того, весь модельный ряд доступен и для тест-драйва, а торговые площадки сплошь заставлены «продажными» машинами. Ни записи, ни очередей — покупай и уезжай. Неудивительно, что многие иркутяне теперь так и делают — вместо того, чтобы месяцами ждать своей очереди у иркутских как будто бы дилеров, едут в Красноярск и спокойно покупают всегда имеющиеся в наличии автомобили. Тем более, что выбрать тут действительно есть из чего — свои представительства в Красноярске не имеют, пожалуй, пока только Rolls-Royce, Bentley и итальянские суперкары.
Красноярск

Наличие автомобилей для тест-драйва — обязательное условие существования уважающего себя дилерского центра. Впрочем, по-другому здесь не бывает

Повторюсь, до поры до времени — ведь уже сегодня в центре города можно наблюдать, как на встречных курсах расходятся новенькие леворульные Nissan 350Z и Mazda RX-8. И ничего, головы никто не заворачивает. Потому что все мировые бренды, от Америки до Китая, здесь уже прочно обосновались. А узнав, кто мы и откуда, менеджеры дилерских центров все как один высказывают граничащее с жалостью недоумение: как вообще иркутянам удается получать статус дилеров, если требованиям производителей с той или иной степенью приближения у нас соответствуют только центры Honda, GM и Renault? Ответить на этот вопрос мы так и не смогли. Между тем, основная масса автомобилей на дорогах Красноярска все-таки японская, праворульная, с явным преобладанием Honda. Сложно сказать, чем именно вызвана такая любовь красноярцев к этой капризной в суровых северных условиях марке, но автомобили Honda всех мастей и годов выпуска встречаются здесь едва ли не чаще, чем Toyota в Иркутске. По собственным наблюдениям, красноярский парк Honda составляет как минимум 20% от общего количества легковых автомобилей, то есть каждая пятая машина в потоке окажется «Хондой». Необъяснимо, но факт.

Красноярск

Этот многоэтажный жилой комплекс поднялся над территорией бывшего аэропорта за каких-то десять месяцев

Вторые «фирменные» признаки Красноярска, то есть гипермаркеты, встречаются ничуть не реже, чем дилерские центры. И вновь современные здания, удобные парковки, а масштаб... Сложилось впечатление, что любой иркутский гипермаркет легко уместится на площади, равной вестибюлю не самого крупного торгового центра в Красноярске, честное слово. Цены на уровне иркутских, но вот ассортимент на порядок шире. Впрочем, обзор продовольственного рынка и размеры потребительской корзины красноярцев в наши задачи не входит, гораздо интереснее другой факт — как и в случае с обязательными фонтанами при открытии кафе, для гипермаркетов существует свой «рейдер» со стороны администрации. Построил торговый центр вдоль оживленной магистрали — будь любезен озадачиться надземным пешеходным переходом. Не бросить поперек дороги «полицейского», как в Иркутске, и даже не установить светофор для пешеходов, а обеспечить потенциальным покупателям возможность беспрепятственно и свободно форсировать магистраль. Может, такое требование и не на сто процентов законно, зато эффективно на все двести. И подтверждает мысль, родившуюся еще при прошлом посещении Красноярска — вероятно, градостроительная политика здесь поставлена выше собственных интересов, и местные чиновники получают бонусы к зарплате не путем поборов с коммерсантов, а в прямой зависимости от благоустройства города. Во всяком случае, живущий здесь друг детства, ныне владелец сети магазинов отделочных материалов, за многолетнюю историю своего бизнеса смог вспомнить только один случай, когда пришлось дать «на лапу». И не чиновнику, а пожарному инспектору, да и то из-за собственных недочетов...

Красноярск

Так выглядит обычный микрорайон эконом-класса

Но окончательно идеализировать город мешает только одно обстоятельство — совершенно не чищеные дороги, будь то крупные магистрали или внутридворовые проезды. В Канске, к слову, ситуация аналогичная — похоже, это является «фирменной» особенностью местных дорог. Снег и лед раскатывается до чистого асфальта как-то сам собой, оставаясь в виде широких «разделительных полос» и почти полностью скрывая правые ряды многополосных шоссе. Но не ледяная корка делает движение по правому ряду затруднительным, а мелкие и противные ледяные «шишки», сплошь усеявшие его вдоль нечищеных и потому невидимых бордюров. Впрочем, это единственное серьезное неудобство, поскольку по всем остальным показателям движение в Красноярске организовано не в пример адекватнее нашего. Три широченных моста через Енисей (один, со странным названием «777», используется в основном транзитниками), пятнадцать (!) автомобильных и три пешеходных перехода через речушку Качу (приток Енисея, не шире нашей Ушаковки), огромное количество пешеходных и автомобильных светофоров и кольцевых развязок. О состоянии, ширине и развитости дорожной сети в наиболее активно застраиваемой части города, «Взлетке», и говорить нечего: ранее здесь располагался аэропорт, и теперь бывшая взлетно-посадочная полоса превратилась в проспект Молокова, а рулежка — в улицу Взлетную. И везде круговые развязки с бесспорным приоритетом движущегося по кольцу транспорта, и на каждом перекрестке дорожные указатели с направлением движения к тем или иным улицам и проспектам. А если при движении по этой дороге есть шанс покинуть пределы Красноярска, к «местным» указателям добавится название крупного населенного пункта, который окажется прямо по курсу. Благодать, никакого GPS не требуется! Зная нужный адрес, добраться до места можно и без карты города — хорошо различимые и понятные таблички приведут точно к цели. При этом нельзя сказать, что Красноярск намного больше Иркутска — хотя едешь порой как будто бесконечно, сделаешь круг по всему городу, минуешь все мосты и развязки, а одометр прибавит каких-то двадцать километров.

Под стать адекватной транспортной схеме и само дорожное движение. Встречаются, конечно, и здесь хамы, но случаи это единичные и относятся по большей части к водителям общественного транспорта (!) и маршрутных такси. В остальном же мне, привыкшему к борьбе за выживание на иркутских дорогах, поведение красноярских водителей показалось едва ли не верхом джентльменства: здесь всегда позволят перестроиться из ряда в ряд, а само перестроение обязательно сопровождается включением «поворотника», здесь не зазорно поблагодарить за любезность «аварийкой», здесь всегда позволят закончить маневр на оживленном перекрестке даже на красный сигнал светофора, а не будут под возмущенный рев клаксонов стартовать наперерез при первых признаках зеленого. Однако в полной мере взаимовыручка и понимание на дорогах Красноярска становятся заметны только в часы пик, когда даже самые широкие и многополосные шоссе не в силах справиться с массовыми транспортными миграциями. Порой складываются парадоксальные ситуации — горит зеленый, но никто не едет, все пропускают поток с прилегающих улиц. Всем нужно ехать, но никто не нервничает, не сигналит, не пытается обойти затор по встречке — и пробка рассасывается значительно быстрее, чем аналогичные образования в Иркутске, когда каждый вдруг становится ярым поборником ПДД, не давая попавшему в затруднительную ситуацию коллеге ни единого шанса. Культура вождения, она здесь не другая и не особенная, она просто есть. А вот чего нет, так это маниакально-эпидемического количества СТО по замене масел и всякого рода авторынков. То есть «масляные» СТО хотя и существуют, но за все время не встретились ни разу, а крупные комплексы по продаже автозапчастей наподобие нашего «Автограда» вообще отсутствуют как явление — проблема запчастей и расходных материалов отдана на откуп многочисленным мелким магазинам. Действительно крупный рынок обнаружился всего один раз, но его единственной специализацией оказалась авторезина — горы основательно задубевших покрышек под открытым небом. Но несмотря на отсутствие гипертрофированной автомобильной составляющей в жизни города, ни об отсутствии нужных деталей, ни о проблемах с поиском подходящего автосервиса или СТО никто из наших красноярских собеседников даже не обмолвился...

Домой

Нет нужды в подробностях описывать обратный путь. Все та же дорога, ставшая при дневном свете более понятной и предсказуемой, ясная солнечная погода — все способствовало тому, что возвращение в Иркутск отняло на один час меньше: тронувшись из центра Красноярска в 10.30 по иркутскому времени, в 23.30 уже поставил машину на стоянку в Ново-Ленино. Жаль, не хватило залитого в Красноярске «под горлышко» отличного омского Аи-92 по 18 рублей за литр (обычный бензин и его обычная цена по городу), зато выяснил побочную для японцев, но весьма актуальную для нас особенность указателей среднего и мгновенного расхода топлива. Так, если бензин нормальный, то его расход по трассе для моего 2,3-литрового двигателя составляет 11-12 км/литр (то есть заметно меньше десяти литров на «сотню» в нашем исчислении, и это в зимних условиях), а вот залитый на АЗС «Экипаж» в Трактовом, что между Тулуном и Куйтуном, бензин оказался такой бодягой, что даже при движении накатом указатель не мог «осилить» отметку выше 9,9 км/литр. Как результат, 25 литров бодяги бездарно вылетели в трубу еще до Среднего, где бензин от ОМНИ сразу поднял цифру среднего расхода до 12,5 км/литр. И пусть к делу не относится, но открытая таким образом особенность «расходомера» определила неприятную тенденцию, вероятно, характерную для работы АЗС в новогодние праздники. Так, 1 января перед поездкой в Куйтун заправился на проверенной АЗС «Крайснефть» на выезде из Иркутска, но качественный прежде бензин не смог одолеть цифры выше 11 км/литр. Не иначе как разбавлено, хотя и совсем немного. ЮКОС в Куйтуне восстановил статус-кво до привычных 12,5, а вот ОМНИ в Среднем на этот раз разочаровал «максималкой» в 10,9 км/литр. За руку никого не ловил, но теперь точно знаю — цифры на дисплее косвенно свидетельствуют о степени разбодяженности бензина. Хотелось бы верить, что подобные грехи для крупных операторов топливного рынка — не более чем «праздничное» явление.

Возвращаясь к дороге, стоит отметить лишь Кон... простите, Канск, преодоление которого при свете дня не стало проще. Еще до въезда в город осведомились в придорожном магазине, как быстрее и надежнее миновать это место, на что получили исчерпывающий ответ: «Лучше двигаться по главной дороге, вдоль автобусных маршрутов». Понятно, еще бы знать, где именно пролегают маршруты этих автобусов. Ехать местами приходится действительно наугад — крохотные таблички «М-53» появляются на прямых участках дороги, но пропадают у перекрестков. Куда ехать, где поворачивать? Но самый убийственный момент происходит на съезде с небольшого мостика — впереди кольцевая развязка и никаких указателей. Куда больше нравится, туда и езжай. Поехали, и, как водится в таких случаях, не туда. Хорошо, помог местный житель: «Ну да, по этой дороге вы на М-53 попадете». А еще лучше, что догадались спросить его, куда именно приведет нас эта М-53: «Как куда? В Красноярск, конечно! А вам в Иркутск? Так это назад возвращайтесь, а на кольце сами увидите, куда основной поток транспорта идет — вам туда». Вернулись, по названию улицы (Магистральная) косвенно определили ее принадлежность к выезду из города. В правильном направлении. И не ошиблись...

P.S. Ездить можно, ездить нужно, была бы еще нормальная современная дорога. Ничего удивительного, что именно ее отсутствие сдерживает сегодня развитие нашего региона и продолжает оставлять Иркутск на уровне местечкового очага цивилизации с гордым, но дутым названием «столица Восточной Сибири». Что говорить о европейцах, когда даже видавшие виды красноярцы не спешат с налаживанием устойчивых связей с Иркутском — использовать «железку» неоправданно дорого, а автомобильные перевозки всегда сопряжены с риском уничтожить по пути значительную часть груза. И разрушить эту экономическую и культурную блокаду может такой простой, но твердый асфальт под колесами автомобилей.




Рейтинг@Mail.ru