Москва - Бородино (сентябрь 2007)
Главная
Статьи
Форум
Москва - Бородино (сентябрь 2007)




По материалам сайта http://autotravel.org.ru/


Игорь


Поездка в Бородино, на ежегодный театрализованный праздник, безусловно, по плечу каждому. Да и многие авто путешественники, уже там побывали. Однако, как и в отчетах за прошлые годы, обилие впечатлений и эмоциональные всплески по «поводу» и «без повода» отставляют многое в стороне. Попросту, много белых пятен и никакой путевой информации.

Особенно, бросается в глаза отсутствие «дорожной лоции» во многих отчетах. Ведь согласитесь, как удобно куда-либо ехать, заранее зная о заправках с «паленым» бензином, о наличии автосервиса и ценах на разные виды работ, о местах для отдыха и парковки, о наличии или отсутствии постов ГАИ (и не только для того чтобы автоматически сбрасывать скорость под прицелом радара). Об интересных и опасных участках дороги и о многом другом. Особое значение, такие отчеты имеют для тех, кто отправляется в дорогу по выбранному маршруту впервые.

Итак, расскажем о нашей поездке. Как, обычно изучив отчеты по поездкам в Бородино за последние несколько лет, автор так и не понял, как же лучше всего проехать к полю русской славы. Согласно, имеющемуся на сайте «Навигатору», щелкнув по «Решиться», автор получил от программы рекомендацию ехать из Москвы по дороге А100 Можайское шоссе. Сайт выдал информацию, что дорога составит 129 км. Беглый бросок взгляда на карту, сразу вгоняет в уныние, так как при таком движении проезжаешь массу населенных пунктов. Это означает, заторы, светофоры и постоянное внимание на уровне летчика истребителя в небе над Курской дугой. Выручил коллега по работе, у которого дача в Можайском районе.

- Не надо А100. Лучше езжай по Минскому шоссе М1.

- Да ведь она к Бородину не поворачивает?!

- На 95-96 км Минского шоссе М1 у «самолета» есть перемычка между М1 и А100.

- ?…

А вон оно что, смекнул я, вспомнив, что прочитал в одном «из отчетов» о поездке в Бородино, как два автотуриста, сведенные вместе сайтом, встретились на 95-96 км у «самолета». Ситуация враз прояснилась. Значит все-таки М1.

Стартовать решили за 2,5 часа до официального начала торжеств на Бородинском поле. Для непосвященных в тайну празднования «Дня Бородина», сообщаю, что эта красочная церемония происходит ежегодно в первое воскресенье сентября. Так что определить дату проведения следующего праздника несложно. Теперь, о времени начала. Так как место проведения праздника, является Музей Бородинское поле, то время и программа торжеств, публикуется ежегодно в августе на сайте Бородино.ру (естественно латинскими буквами). Обычно, открытие праздника в 11-00 на месте ставок Наполеона и Кутузова у памятников в селах Шевардино и Утица. В 13-00 возложение венков к центральному монументу Бородинского поля - «Батарея Раевского». В 14-00 Бородинское сражение в миниатюре, воспроизводимое участниками военно-исторических клубов войны 1812 года из разных стран на поле у села Бородино (театр-плац). Там же за 30 минут до самого сражения, т.е. с 14.00 до 14.30 происходит парад частей всех войск принимавших участие в сражении. Сама битва начинается через 5-10 минут после представления всех участников парада зрителям.

Итак, наша маленькая команда, два взрослых и один ребенок, стартовала в 8.30. День города, проводившийся в этот день в Москве, сделал возможным движение к М1 только по МКАД, Поэтому, проехав по МКАД без проблем со скоростью 90-100 км/ч положенное расстояние до начала М1, примерно в 9.12 мы выехали на Минское шоссе М1. Особенностью Минского шоссе, является обилие населенных пунктов на этой трассе и значительное количество светофоров. Трасса М1 на расстоянии до 40 км от Москвы имеет две, а местами в населенных пунктах и развилках даже три полосы в каждом направлении. Мостов и путепроводов мало, зато постов ГАИ хватит с лихвой. Автор насчитал до поворота с М1 на Можайск 5 постов и более 10 патрульных машин. Возможно, что подобная бдительность, связана с праздником, но тем, кто поедет в следующий раз в Бородино, рекомендую «не терять» головы и иметь временную фору, чтобы поездка за город не сильно обескровила семейный бюджет и испортила настроение. До 40 км М1 рекомендую не ехать больше 70 км/ч (до Одинцово - 25 км, зона сплошных постов ГАИ; за Голицыно- 41 км, несколько лучше).

На 63 км М1 лежит райцентр Кубинка. С левой стороны при подъезде к нему, примерно на 62 км, на постаменте установлен танк ИС-3 и установлен знак «Танковый музей». Для любителей военной техники, рай земной. Съезд к музею от Москвы отсутствует, поэтому чтобы доехать до него от Москвы, необходимо развернуться немного дальше, на повороте под мостом. Мы туда не ехали, поэтому, проехали Кубинку дальше без остановки. За Кубинкой трасса М1 несколько уже, и на обширной её части (около 5 км), велись ремонтные работы. Асфальт был снят, разметка отсутствовала, но двигаться на скорости 80-90 км/ч было можно. В целом, Минская трасса оставляет благоприятное впечатление. Покрытие на твердую «4». Разметка есть везде. Знаки и указатели информативны. От Москвы трейлеров и автопоездов в тот день не наблюдалось. Но в обратном заезде, автопоезда шли очень тесно, да и на обочинах стояли по 3-5 трейлеров в каждом пункте ДПС.

Знаменитый «самолет», истребитель времен 2-й мировой войны (на вид Миг-3 или ЛАГГ-3), установлен на стеле на 96 км М1. Перед ним, на 94 км есть указатель «Можайск и Бородино направо». За «самолетом» будет поворот направо под 90 градусов на узкую однополосную дорогу соединяющую М1 с Можайским шоссе А100. Длина участка не более 150 м, но светофора там нет, поэтому при выезде от Бородино будьте внимательными.

Повернув с «аппендицита» налево, выезжаем на однополосную дорогу - Можайское шоссе А100. На дороге перед Можайском будет железнодорожный переезд с автоматическим шлагбаумом и барьерами. Электрички ходят редко. Но как раз перед нами прошла та, что приходит в Бородино в 10.05. По ней мы и сверили время в пути – 53 минуты. Дорога к Бородино, лежит через Можайск, от которого до самого поля 13 км. В самом Можайске сбиться с пути невозможно. Дорога все время прямо. В городе будет 4-5 светофоров. Ориентиром для Вас в том, что вы на правильном пути, будет высокий и красивый православный собор похожий на католический костел. Он останется справа и немного сзади от Вас при движении к Бородино.

После ж/д переезда, за нами выстроился хвост из 20 машин с номерами кодов от «71» до «90». Естественно, преобладали машины из Москвы и Подмосковья. Через 5-7 минут, недалеко от указателя «Усадьба…», дорогу нашему автомобилю преградил кордон милиции, которая направила, всю нашу колонну, на досмотр внутренних войск. Группа примерно из 20 бойцов ВВ заранее распределила все машины. Каждую машину останавливали на обочине и просили открыть багажник. Лопаты, топоры, охотничьи ножи изымали. Автору повезло, этого добра у него не было. Другим повезло меньше. Судьба конфискованного добра, мне неизвестна, но подозреваю, что вернуть добро будет мало вероятно. Поэтому, тем, кто поедет в Бородино в следующем году на 196-ю годовщину битвы, рекомендую заранее выложить эти предметы из багажника. Через 1,5 км у деревни Семеновское, рядом с памятниками, на поле были устроены две гигантские автостоянки. На каждой не менее 300 машин. К счастью, сильных дождей накануне не было, поэтому большинство машин смогло на поле въехать и выехать без помощи трактора. Глядя на эти стоянки, следует рекомендовать водителям машин с малым клиренсом, приезжать раньше, чтобы выбрать место с меньшим количеством колей от тракторных колес скрытых высокой травой. Справедливости ради, следует сказать, что на Бородинском поле есть 6-7 асфальтированных удобно расположенных стоянок на 30-50 автомобилей и автобусов, однако в «День Бородина» въезд на них, только по спец пропускам. Время нашего прибытия было зафиксировано как 10.45. Все дорога от МКАД до Бородино была пройдена за 1 час 55 минут и составила 141 км. Средняя скорость движения 73 км/ч.

От Семеновской (левый фланг нашей армии в Бородинском сражении) до «батареи Раевского» (центр армии Кутузова) всем пришлось идти пешком примерно 2 км вдоль оврага и речки разделявшей некогда фронты французской и русской армии. Дорога до «батареи» асфальтированная, движение машин было перекрыто. Ездили только автобусы от станции Бородино и Можайска с туристами и гостями праздника. Толпы автотуристов шли небольшими ручейками. На подходе к «батарее», слева пейзаж красивого монастыря основанного вдовой генерала Тучкова погибшего на этом поле. Вдоль дороги стояли палатки участников военно-исторических клубов. Мы насчитали два лагеря по 60-70 палаток. Напротив монумента защитникам центральной позиции русской армии, находиться здание музея истории Бородинского сражения 1812 года. Во дворе музея, выставка артиллерийских орудий французской и русской армии. Вокруг музея, ожившие картинки войны 1812 года. То лихой улан на коне промчится или группа казаков атамана Платова, то пройдет группа егерей или гренадеров, то пройдет старая гвардия Наполеона. Короче скучать времени не было. Старинные марши полков звучали из колонок установленных у музея и на «батареи». Марши исполнялись «в живую» музыкантами полков участников «битвы». В этот раз на Бородино приехало около 1000 участников из Российских, Немецких, Французских, американских и других военно-исторических клубов. Около 100 участников на конях.

Описывать великолепное зрелище, которое показали участники клубов зрителям на поле у села Бородино, не буду. Это надо увидеть. Для тех, кто видел фильмы «Война и мир» или «Ватерлоо» скажу, на природе это все выглядит острее. Красивое зрелище кавалерийских атак и пехоты вперемежку с огнем орудий, залпами пехотных каре, взрывами и пожарами специально созданных построек, навсегда врежутся в память и заставят щелкать фотоаппаратом или камерой, как пулеметом.

На Бородинском поле, сохранились и укрепления 1941 года (несколько ДОТов, окопы, траншеи бывшей линии укреплений Можайской линии обороны Москвы).

У здания музея, есть карта расположения памятников на Бородинском поле. Там же есть несколько палаток с сувенирами и едой. Рядом туалеты.

Однако, в «День Бородина», приехало дополнительно до 30 «Шашлычников» и «Кофеен». Много «коробейников» и лоточников. Мест для приема пищи за столами на всех не хватало. Поэтому многие (и мы в том числе) устроились на покрывале прямо в поле. Поверьте, обед на природе – это удовольствие не только от еды и напитков.

Для тех, кто поедет в Бородино на следующие праздники «Дня Бородина», советую, надеть удобную обувь и прихватить коврик или «пенку». Все зрелище идет 1 час. Но ходить придется по полю до 4-5 км. Сидеть приятнее. Поляна у Бородино во время «битвы» стульев не предоставляет. Еще одно замечание касается кино и видео съемки. Если Ваше фотооборудование имеет увеличение меньше 10х, то снять красивые эпизоды вы не сможете. Оцепление из милиции, держит зрителей в 20-30 м от «поля боя», а само «поле» имеет размеры 400 на 500 метров. Если едите компанией, не поленитесь прихватить рюкзак. Носить сумку в руках 5-6 часов утомительно и неудобно.

Уезжать сразу после конца «битвы» не стоит. Милиция в первую очередь отправляет автобусы с туристами. В Можайске на светофорах пробки. Более разумно перекусить и погулять по полю, любуясь памятниками и зрелищем военной формы 19 века (участники битвы и любители военной истории охотно позируют для фото еще пару часов). За машину в поле, волноваться не стоит. После конца «сражения» и отъезда автобусов (примерно через час), вы можете перегнать её к музею на асфальтированную площадку. В целом, охрана порядка во время праздника заслуживает похвалы.

Дорога домой заняла у нас несколько больше времени (около 3 часов), из-за дачников которые устремились в Москву вечером в воскресенье, а также двух аварий на М1 в 20 и 10 км не доезжая Кубинки. В Москву мы въехали около 21.10.




Рейтинг@Mail.ru