Москва - Дагестан (июнь 2007)
Главная
Статьи
Форум
Москва - Дагестан (июнь 2007)




По материалам сайта http://www.drom.ru/


Вообще-то мы хотели доехать до Памира и проехать через перевалы вдоль границы Таджикистана... но не доехали. В составе жена и младшая дочь 8 лет.

Выехали в пятницу 8 июня в сторону Саратова. Уже в субботу, часов в 7, были у озера. Переночевали, не доезжая Кирсанова, где на развилке стоит несколько гостиниц. Необыкновенные по приветливости хозяева отдали номер с большой кроватью за 500 р. Душ - ещё 40 р. с человека, машина перед отелем. Проезжая по дороге от Энгельса на юг вдоль Волги, встретили место падения капсулы с Гагариным. Очень приятное место с монументом, как на ВДНХ, в виде ракеты в небо. Вдоль Волги доехать до Эльтона реально только с 20 июня, когда открывается переправа. Иначе лучше ехать через Палласовку, где при въезде есть приятная и недорогая закусочная. От неё до г. Эльтона 103 км. Дороги хорошие, но эти 103 км очень прыгучие, если скорость за 120 км/ч, можно потерять управление.

Когда мы увидели озеро, ощущение ужаса, смятения и даже страха охватило нас всех. Если мёртвое море окружают горы, создавая гармоничное ощущение, то здесь, на фоне пустой степи, открылось просто ещё более мёртвое пустое пространство. Единственное место, где можно остановиться, это санаторий "Эльтон". Но туда нас не пустили и посоветовали одну женщину, которая и приехала за нами через минут 10. Комната 600 р. с кондиционером и ТВ. Всё остальное на улице. Сговорились за 500 р. за всех. Утром позавтракали там же - яичница из только что собранных яиц, 100 р. на всех. Путёвка в санаторий стоит около 20 000 р. с лечением и питанием (8 - 84492 - 56 - 9 - 83, 56 - 9 - 85). Мы остановились у женщины, которую зовут Гуля, и у неё на то время уже жили двое ребят из Москвы, которые лечили кожу, они сказали, что у неё удобнее и дешевле. Вот её тел: 8 - 904 - 407 - 36 - 75 и 8 - 8442 - 56 - 9 - 71. Вечером на озеро. Розовая вода на закате соответствует описаниям не совсем. Есть нотки розового, но больше грязно-желтого цвета. Набрать соли, рапы (воды) и чёрной грязи, которая выделяется, если продавить соль, можно за плату по договорённости со смотрителем. Обычно 100-200 р. Можно и так набрать, но тогда идти долго до воды придётся, на машине не подобраться, под коркой "прочной" глины жидкая грязь. На вкус вода горько-солёная, много брома и марганца. Специфический запах. Обмыться водой негде. Глубина озера в 180 кв. км не более чем по колено!!! Лечат в основном суставы курсом по 2-3 недели. 

В 30 км на север есть пограничный переходный пункт Вишневское-Джанибек. Изначально мы туда не собирались, хотели через Атырау. Но так показалось короче. Уже при подъезде к границе гравийная разбитая дорога. Границу прошли за час. 2 декларации, паспорта, свидетельство и гражданство на ребёнка + документы на авто. Страховка не нужна. Простой досмотр машины, и мы в Казахстане. Там всё то же самое и 100 р. санитарный режим. На нашей границе берут 42 р. и дают чек. Пока проходили таможню, одна пешая женщина попросила до города подбросить. Подвезли, и она нам на рынке показала, у кого можно деньги поменять. Курс 1 р. - 4,75 тенге. Поменял 5 000 р. без проблем. Бензина было ещё литров 20, решил заправиться позже. В Казахстане это грубая ошибка. Я не знал, что следующая заправка километров через 400. Канистры 10 л н/з явно не хватало. По пути подобрали одного мужичка лет 40-60. По-русски говорят только люди в возрасте, и то плохо. Узнав, что бензина мало, посоветовал заехать по пути к его знакомым, у которых он есть. Заехали. Он был, но только для грузовых машин. Вокруг собрались люди, мы были как с другой планеты. Угостили детей бананами, еле взяли. Здесь же залили канистру. Мужичок сказал - не беда, есть ещё один знакомый, у него есть 100%. Мы усомнились, но он заверил, что у него "Газель" и точно есть. Это успокоило немного. Проехали ещё километров 50-60 со скоростью 40-60 км/час. Больше по гравию с ямами не разогнаться. Вдруг ответвление от дороги на Борли - 11 км. Остановился и ещё раз уточнил, точно ли там есть бензин. Потому что по дороге может хоть кто-то проедет и выручит, а там неизвестно. После убедительных доводов поехали. Пустыня, обдуваемая всеми ветрами, посреди которой стоят домики, много домиков. Заправкой даже не пахнет. Что такое асфальт, люди не знают. По-русски не говорит никто. Подъезжаем к небольшому магазину, в котором есть всё. Ашан отдыхает (шутка). Пока покупал сок, заходит видный, красивый мужчина средних лет и с радостью знакомится. Приглашает заехать во двор. Люди вокруг суетятся, освобождают дорогу, открывают ворота, показывают, как лучше заехать.

Зовут его Исатай, и это его магазин. Дом огромный, гостиная маленькая, везде ковры, огромный плазменный ТВ со спутниковой тарелкой и телефонией. Спальня для мужчин и женщин отдельно. В них нет ничего кроме ковров на полу и подушек по периметру. Он налил из бочки мне 2 моих канистры, сказав, что мне до заправки хватит. Потом мы задали глупый вопрос, есть ли у них кафе или столовая. Нас пригласили выпить чаю и поговорить. Чай - это полностью накрытый стол. Поговорили за жизнь, набрали питьевой воды. Исатай - удивительный человек. Про казахов слышал много, и всё это не соответствовало действительности, разговаривая с ним. Доброта, деловитость, скромность и любовь к людям вообще в одном человеке, при этом он ещё не женат. В дорогу нам насовали ещё кучу продуктов, соки, фрукты. Практически уговорил нас позвонить домой в Москву, приглашал зимой на охоту. При этом денег не взял. Огромное ему человеческое спасибо за гостеприимство. 

Так, по бездорожью доехали до Уральска. Началась идеальная европейского класса дорога, только что без светоотражателей в разделительной полосе. Такие дороги там тоже есть, но их немного, к сожалению, пока, хотя они и строятся повсеместно. По пути выясняется, что нормальная дорога у казахов это та, по которой можно ехать и где периодически есть объезды километров по 50. Почему-то дороги они строят не как мы, по одной полосе, а сразу. Объезд по степи с песком и ямами. Глубокие колеи от грузовиков вынуждают делать ещё один объезд и т. д. В итоге объезд выливается в сильно разветвлённую сеть дорог, которая осыпана скальником (!!!) или просто песком с гравием и бесконечными ямами. Остановили на посту для регистрации, и тут мы обнаружили первую потерю - забыли на Казахской границе страховку. Ну ладно, по пути восстановим, подумали мы. Наивные московские туристы.

Из Уральска в Актюбинск. Дальнобои сказали, что дороги хорошие, только есть один участок с небольшим объездом. Этого участка дороги, длиной километров в 200, мы не забудем никогда. На картах он обозначен как федеральная дорога, причём на всех картах, даже 2006 года. Да, она выстилается асфальтом, но 200 км пашни - это чересчур. По пути мы встретили не более десятка машин. Как братьев. У кого глушитель оторвало, кто просто стоял на обочине, ремонтируясь, в том числе и джипы. Это 4-5 полосное направление, где дорога, изрытая глубокими ямами и не менее глубокими продольными бороздами, не позволяет надавить на газ вообще. Мы ехали почти день. По обочине сидели важного вида орлы и невозмутимым, неморгающим взглядом смотрели тебе в упор в глаза, как на добычу. Степь. Нет никого и ничего. Палит солнце. Если бы не климат-контроль, орлы бы были довольны. Одному Богу известно, как мы это проехали и не сломались, не прокололи новую резину, не пробили картер и не оторвали бампера.

Я выбивался из графика пути, и жена уже начала подумывать о возвращении на родину. Мечта увидеть Памир таяла с каждым километром. Ведь это только начало Казахстана. Приехав в Актюбе, посчитали время и решили предпринять последнюю попытку проверки дорог, доехав до Карабутака, откуда или на юг, на Памир, или домой, на север. По дороге заехали в церковь просто сказать спасибо, хотя я туда не хожу, но после такой дороги выбраться живым и невредимым - это реальное чудо. До Карабутака, по словам дальнобоев, дорога нормальная, а потом до Аральска около 200-250 км "дорога смерти", как они её называли, причём все без исключения. Опять же, на картах это исключительный хайвэй. Этих слов было достаточно, чтобы поехать домой. 

Проезжали город Рудный, где добывают уран, как нам сказали. В городе стоят брошенные многоэтажные дома, с окнами и без них, где видны иногда даже занавески. Попутчики рассказывали о каких-то мутациях среди местных. Жуткое совершенно зрелище. Путь лежал в Петропавловск. В Кустанае остановились на ночь в гостинице Остров, где можно снять номер хоть на час, что многие и делают. Несмотря на специфический контингент, очень тихо. Это была самая лучшая гостиница за всё путешествие в соотношении цена-качество, и по степени комфорта тоже самая лучшая. За 500 р. вы получали ТВ, шикарно обставленный номер с евроремонтом, всё в номере, горячая вода и бутылка минералки. Только цветов не хватало. Вот адрес: ул. Авиационная 5 (район старого аэропорта). С Кустаная до Петропавловска дорога хорошая, как сказали нам дальнобои, но есть один объезд километров 30-50. Ругаться матом было бессмысленно, надо ехать. Объезжали строящуюся дорогу. Множественная сеть ответвлений объезда с лёгкостью позволяет запутаться. Причём грузовики едут отовсюду, что ещё больше позволяет запутаться. Никакой GPS не поможет, если он вообще найдёт сеть, а если найдёт, то просто сойдёт с ума. Навсегда. Кстати МТС у нас не работал почти нигде. Пока объезжали, напоролись на взорванный скальник. До сих пор не можем понять, откуда он взялся в степи. И опять - о чудо! - мы проехали без увечий. 

С Петропавловска до границы дорога хорошая, как нам сказали дальнобои - никаких объездов нет. Видимо, люди настолько сжились со своими "дорогами", что хорошая - это та, по которой можно ехать не меньше 40 км/час. Больше можно, но редко. Вечерело. Подъехали к границе счастливые, что скоро увидим НАШИ "плохие" дороги. И тут обнаруживаем, что нет свидетельства на ребёнка, как и гражданства. Судорожно всё прокручивая в уме вспоминаем, что оно лежало в файле со страховкой. Что было потом, описывать долго. Вкратце нам предложили: 1) ехать назад, 2) ехать в Астану в посольство восстанавливать документы (минимум 3 дня), 3) нас сдадут в полицию до выяснения кто мы такие и откуда у нас лишняя девочка. Часа через два уговоров и истерики меня посылают к начальнику. В кабинете весёлый худощавый начальник практически сразу без зазрения совести попросил денег. В принципе, я был готов пожертвовать сотней баксов. Но на первое слово уговорил его. Он показал указательный палец. "Рублей?", - спросил я. "Да". Без гарантии того, что нас пропустят на нашей границе. Сразу вспомнился фильм про итальянцев в России, когда одного героя не выпускали из самолёта, потому что у него не было паспорта. Провести остаток дней в нейтральной зоне между Казахстаном и Россией не прельщала, но вариантов не было. 

На нашей границе меня сразу отослали к начальнику. Совершенно адекватный улыбчивый человек выслушал мою историю, посмотрел документы и попросил выйти. Уже минут через 10 дали команду нас пропустить. Мы выражаем искреннюю благодарность всей смене пограничников и таможенников, дежуривших 13 июня на пункте Петропавловск-Омск. 

И вот Россия с её практически идеальными дорогами. Решаем доехать до Омска и там восстановить страховку. Страх быть остановленными милицией меркнет после того стресса, который мы получили на границе. И вот она - милиция. У нас была только пластиковая карточка брокера, через которого мы страховались. В ней был указан номер страховки и марка машины и всё. Ночь, на дороге ни души, стационарный пост. Протягиваем права. Всё нормально. Страховку. Я что-то бурчу, мол, вот всё что осталось и перелистываю на последнюю страницу где лежит карточка. Он внимательно посмотрел и спросил:

- А что в Москве сейчас уже карточки?

Не дожидаясь ответа, продолжил:

- А вы там вписаны?

Машина на жену, но она ездить не умеет.

- КОНЕЧНО!!!

- Счастливого пути.

Утром, после ночёвки в машине в каком-то дворе, сразу поехали на переговорный пункт выяснять, у кого восстанавливать страховку. Сразу скажу, что освободились мы только в 17 часов. Наш страховщик "Генеральный Страховой Альянс" имеет договорённость по выплатам с "Военной Страховой Компанией" ("ВСК"), но на выписку дубликата полиса договорённости нет. Таких случаев в практике ещё не было. До них мы были ещё в нескольких компаниях, где нас просто культурно отсылали, мол, мы с ними уже не работаем. И вот, последняя надежда, "ВСК". Большой офис в самом центре. Я подхожу к первому попавшемуся человеку, Виноградову Вячеславу, и излагаю суть дела. Внимательно выслушав меня, он говорит, что они осуществляют только выплаты, но при этом старается нам всячески помочь, начиная со звонков в Москву нашему страховщику. Только элементарное человеческое желание помочь нам позволило в конечном итоге решить нашу проблему. В течение 5 часов он вёл переговоры с нашим страховщиком, предлагая разные варианты. Когда они закончились, нам предложили просто купить полис у них на пол года за 4200, а старый расторгнуть по приезду, потеряв 23%. Тут появляется начальник - Войцеховский Владимир. Бывший подполковник ракетных войск. Такого грамотного человека в вопросах организации работы, а может и в других тоже, мы не встречали за всю жизнь. Войдя в курс дела, тут же было предложено несколько вариантов, вплоть до составления и подписания нового соглашения по выдаче дубликатов. Сложилось впечатление, что нет такой проблемы, которую этот удивительный человек не может решить. Если такие люди защищают нашу безопасность, то мы все можем спать спокойно. Меня прямо гордость охватила за нашу армию. До этого у меня было другое о ней впечатление. В конечном итоге удалось уговорить, убедить, настоять, чтобы наш страховщик выписал новый полис взамен утерянного и выслал его по факсу, который был заверен всеми печатями "ВСК" на основании выдуманного соглашения по выдаче дубликатов. 

Мы были в шоке и не знали, как можно отблагодарить этих незнакомых людей, которые с благородностью и состраданием просто отдали нам своё время, решая чужую проблему. Купили одну интересную книгу в магазине неподалёку и подарили всему отделу. Теперь мы точно знаем, где надо страховаться.

Отпуск пошёл насмарку, все планы разрушены. Осталось 2 недели. Радовало одно: теперь мы точно можем рассчитать, куда и когда можно доехать. Решаем ехать на Чёрное море, поближе к югу, посмотреть на хоть и небольшие, но горы, и поесть фруктов, клубники по 100 р. за ведро килограмма в 4 или больше мы уже наелись где-то между Саратовом и Эльтоном. 

По пути из Ишима в Курган заехали поесть в Варгаши. Нам посоветовали местную пельменную. Вообще, кушать лучше, заезжая в населённые пункты. Во-первых, еда не будет просроченной и откровенно недоброкачественной, как на трассе, во вторых, цены дешевле и люди приятней. Короче, мы пельмени особо не любим, но зашли. Сразу шокировали цены. Точно не помню, но, съев 3 здоровых порции пельменей, салатов, компотов и каких-то сладостей, мы отдали 87 рублей. Пельмени там делают при тебе же сами повара. Сидят и крутят, пока народу нет. К слову скажу, что мы почти всегда укладывались в сумму 200 р. на троих в кафе, при этом очень часто просто заставляли себя доедать всё заказанное. Правда, и мясо с рыбой мы заказывали не на всех и не всегда. 

Урал меня не впечатлил красотой, может, просто место не моё. Думали остановиться в Юрюзани, где делают одноимённые холодильники, но город очень грязный и противный. Остановились на ночь в Усть-Катав. После заезда в город, нас поразил трамвай в горах. Потом нам сказали, и мы вспомнили, что здесь, в этом горном городке делают трамваи для всей страны и не только нашей. Кому пришла в голову идея делать трамваи в горах, так и осталось загадкой. При этом сами трамваи по городу не ходят, испытательный полигон составляет всего 500 метров, хотя пути проложены по всем горам. Заводская гостиница, расположенная сразу за зданием администрации, стоила 480 р./чел., но были 2 детали, которые нас убедили. Этот номер является комнатой в квартире под ключ, и если ты заезжаешь после 11 вечера, то сутки начинаются со следующего дня до 8 утра. За эти деньги мы жили 2 ночи. Через дорогу есть гостиница "Спорт" по 200 р./чел и выглядящей более достойно, но жена, видимо, соскучилась по кухне. Стоянка 35 р./сутки.

Люди живут бедно, как в Казахстане, и, чтобы не умереть, продают изделия из бересты и камня на ж.-д. станции. Это единственный город из посещаемых нами, где люди улыбаются на улице, и из них излучается добро и радость, поэтому мы остались там на 2 дня. 

Далее Башкирия и Татарстан, где самый недорогой бензин. 16,50-17,50 р. Видел и по 15,50, но доверия не внушал. В Дагестане такая же цена. В Казахстане 92 стоит 15,80 р., а 95 - 18 р. Ну и конечно, милиция, которой там больше, чем простого населения, и чтобы они все нормально жили, начальник местного ГИБДД разрешил им тыкать знаки разные запрещающие, где ни попадя. Нигде большего количества ненужных знаков я не видел. Ещё мне непонятно, почему водители там друг друга не предупреждают фарами, наверное, сами менты. Более чем уверен, что когда водитель плетётся за фурой 40 км/час, то потом он отрывается и попадает в аварии чаще, чем если бы он ехал в своём темпе. Очень глупо запрещать обгон там, где его можно безопасно совершить. Мент, который меня остановил, очень культурно, с ехидцой и чувством выполненного долга, выписывая мне протокол, сказал: "Ну, жди, через месяц приеду за иномаркой, она у вас в салоне на штуку дешевле стоит". Хотел я спросить, мол, что, у милиции так зарплата выросла, что могут себе позволить новую иномарку в салоне, но воздержался. Да, права у меня отобрали ещё в Подмосковье. Я сам хотел времянку перед дорогой сделать, но не получилось. Отобрали и сказали приехать 16 июня на разбор. А я с отпуска только 1 июля приехал, да и заканчиваются они в феврале. Абсолютно тупая система. А если во Владике отберут, мне тоже через 2 недели на разбор прийти? Я понимаю, что вы можете сказать - не нарушай и всё будет нормально, но тогда прочтите до конца. 

Доехав опять до Саратова, решаем вновь заехать на Эльтон, но уже днём. Набрать соли решили, воды и грязи жене для суставов и масок. Заодно документы на границе забрать. Не смотря на то, что к озеру приехали днём, ощущение страха и неприятия не исчезло. Был очень сильный ветер и 35 в тени, на солнце, наверное, все 50. Пошли к другому берегу, дорога, которая уходит влево после ж.-д. переезда. Там мы обнаружили много местных, с ног до головы обмазанных грязью. Жена, с трудом (очень горячо) тоже обмазалась. Недалеко втекала речка с минеральной водой, там ополоснулась. Оттуда сразу на границу за документами. На нашей стороне дежурила та же смена. Они когда узнали, смеялись и сочувствовали одновременно. Я пошёл пешком, радуясь, что сейчас возьму забытое. На другой стороне тоже была та же смена. Они меня узнали и дали мне весь файл, сказав, что мы его оставили на прилавке, что невозможно в принципе, будь ты даже сильно пьяным. За улыбками и смешками попросили денег за то, что их сохранили, как будто были другие варианты. Это меня вогнало в ступор. Я даже денег не взял с собой, просто не мог предположить, что забытые, а не потерянные документы отдают за деньги. Только потом люди на нашей границе объяснили мне подробно, что они всячески делают так, чтобы что-то было забыто. Прибавка к пенсии, так сказать. И мы вспомнили, что документы переходили постоянно из рук в руки, что-то забирали, что-то отдавали и снова забирали, постоянно отвлекали на машину то меня, то жену. Было ощущение суматохи. В конце убедительно сказали: "Вот все ваши документы". Конечно, мы сами во всём виноваты, но 2 взрослых человека в ответственной ситуации не проверили всё досконально... Не знаю. В общем, минут через 30 разных бесед, ничего не дав, я вернулся на родину. 

Вообще, за путешествие сложилось впечатление, что нас кто-то ведёт и не даёт нам ехать туда, куда мы хотели изначально, выставляя самые разнообразные препятствия. Значит, так тому и быть. И мы не сопротивлялись. 

От Эльтона на юг к Астрахани дорога очень плохая, как нам сказали местные. Их Газели черпают днищем. Было решено вернуться на север, в Палласовку, и вдоль Волги и границы Казахстана ехать к Каспию. По пути от Красного Яра к Астрахани проехали по понтонному мосту. Цена 50 р. Ребёнок был в диком восторге. И вправду, впечатление, как по воде едешь. Узнали, что к Каспию выхода нет - приграничная зона. Есть только в Дагестане. Мы расстроились. Быть рядом и не увидеть - жалко. Ночью остались на берегу Волги. Комары мелкие, но очень кусачие, грязь. В воздухе летают истребители с диким грохотом. Самые неприятные ощущения. Люди посоветовали обратиться на любую турбазу, чтобы нас вывезли в море на катере, это единственный вариант. Они же посоветовали средство от комаров, которым пользуются сами: детский крем с ванилином. Катер нашли, цена вопроса 3 500 р. на день, если просто туда и обратно - 3 000 р. Решаем ехать дальше на юг и, захватив маленький кусочек Дагестана, свернуть на Ставрополь. По пути чуть не давим водяную черепаху сантиметров 30 в диаметре, переползавшую дорогу. Видели и раздавленную гадюку сантиметров 60-70. Ужей куча. К слову, о животных: суслики, сурки, орлы, пастушковые журавли, цапли, аисты, лебеди, верблюды, горные козлы, зайцы, разные неизвестные нам птицы кучами и видами. А один раз в Казахстане вдруг гравийка становится чёрного цвета, я подумал, что асфальт начинается, но уж больно какой-то разряженный - оказалась саранча сантиметров по 7-8. Мы просто ехали по ней, и вся машина была ими улеплена. Ребёнок в шоке, да и нам неприятно. В общем, в зоопарк ходить не надо, все на воле. Более того, мы встречали солёные озёра, но небольшого размера с водой разного цвета, вплоть до красного.

Где-то по пути нас останавливают на посту. Всё нормально, разговорились, и нам милиционер говорит, что в том году отдыхал с женой в Махачкале, и ему очень понравилось. К русским относятся хорошо, всё недорого, никакой войны, всё спокойно. Звучит убедительно, и мы решаем заехать на берег моря около Кочубея и сразу на Чёрное море. Дальше останавливаемся в кафе. Разговорились. Хозяева из Дагестана. Сказали, что лучше ехать в Избербаш, там море и пляжи чище, и цены ещё дешевле. Подтверждают слова милиционера. Решено - едем. 

О Дагестане сложилось двоякое впечатление. Вначале о плохом. Милиция. Не буду рассказывать о каждом случае, но за 400 км пути до Избербаша нас остановили 12 раз. Я был никакой. Меня столько за 3 года не останавливают, а тут за день. Но это не всё. Вот примерный диалог:

- Инспектор такой-то. Почему нарушаем?

- Что?

- Вы не остановились на знак стоп, пройдите на пост (в машину).

Всё повторяется:

- Я остановился.

- Как вы остановились, если у нас воооон тот инспектор видел, что вы не остановились.

- У меня в машине жена свидетель, что я остановился, а инспектор свидетелем не является.

- Хорошо, что будем делать, протокол или маленький штрафчик?

- Пишите всё как положено. Я напишу, что на знак остановился, и что инспектор вымогал взятку.

Немного подумав:

- Выйдите.

Через пару минут:

- Зайдите.

Уже другой инспектор. Всё по-новому:

- Вот у нас есть видеосъёмка, что вы не остановились.

- Покажите.

Тычет в экран, на котором едут машины:

- Вот, видите.

- Покажите мне моё нарушение.

- У нас оно сразу записывается в строчку

Показывает движущиеся строчки.

- Покажите мою конкретно.

- Кем работаешь?

- Врач.

- Какой?

Диалог по поводу медицины и всех больных родственниках, которых не мало. Спрашивает:

- А там есть знак стоп?

Я говорю:

- Нет.

- А что говоришь, что остановился?

- Ну вы же говорите, что не остановился, а я значит остановился. 

Посмеялись, разошлись. Но так не всегда. И машину отобрать пытались, и на штраф-стоянку поставить хотели, и просто денег хотели. Много времени уходит на это. При этом простой народ все как один про это знают и говорят. Когда видят временные права, то первый вопрос: "Что, договориться не получилось?" Это место, где законов на дороге не существует, местные ездят по своим неведомым правилам. Знаки там надо соблюдать только иногородним и коровам, которых на дороге немало. Повсеместно лежачие полицейские. Слух, что приехали москвичи, разошёлся за сутки. Останавливать в городе перестали. 

Второй недостаток - мусор, который бросается там, где поел человек: пляж, лес, дорога. На пляжах можно просто порезаться как о битые бутылки, так и просто о ракушки, которых навалом. Никто не убирает. 

Хорошее. Все пляжи оборудованы беседками и раздевалками, и даже бесплатными кабинками с сероводородной водой горячей из гейзера. Море очень чистое даже при шторме. Весь город усыпан фруктовыми деревьями, просто идёшь и ешь. Люди действительно очень приветливые, особенно к женщинам, которых оставляешь даже на небольшое время. Если вы девушка, ищущая себе приключений на свою ж, то ехать в Дагестан намного лучше, чем в Крым или Сочи, гарантирую вам ни минуты простоя. Если вы мужчина, держите жену на поводке, в этом случае всё спокойно и доброжелательно. В городе есть так называемая горячка - открытый, оборудованный сероводородный гейзерный источник с пузырями. Бассейн, разделённый на мужскую и женскую половину с раздевалками и температурой от 40 до 70 градусов у самых пузырей. Многие там лечат суставы и всё остальное. Прозрачность зеленоватой воды не более 10 см. Совершенно бесплатно. Жена сказала, что в Москве такие процедуры стоят недешево. Все прыщи проходят. 

Цены на рынке: черешня 10-25 р., иногда доходит до 40 р., алыча 10-30 р., помидоры 30 р., огурцы 5-10 р., арбузы 35 р./кг в конце июня, дыни 60 р./кг, грецкие орехи 230 р., всё, что не местное, стоит дороже, чем в Москве, или столько же. Кафе "Жемчужина" на улице Азизова (Свободы) - обожраться на троих 150 р. с мясом (200 р. - супермаксимум). Обратите внимание на лимонад, как в детстве в стекле по 0,5 за 6 руб.

Теперь, где остановиться. Частный сектор у берега - 150 р./чел. Ул.Приморская д. 20, д. 40. Хорошие условия, стоянка, ТВ, удобства на улице, душ, приятные люди. Мы жили у одной женщины за 150 р. сутки за всех. Познакомились случайно на улице. К сожалению, она просила не называть её координат. Вся информация есть у таксистов. Такси стоит по городу 10 р./чел, на приморскую 50 р./машина. Маршрутка 5 р. Город небольшой, можно пешком обойти. Маникюр, педикюр, парафин и массаж - всё за 500р, салон один из дорогих. Мойка машины снаружи, внутри - 200 р. везде. Дороги хорошие. Сушёное мясо 240 р./кг - супервкусно. Домашняя выпечка 110 р./кг, большой пирог с картошкой и мясом 30-40 р., за раз можно съесть, только если очень голодный, а так нереально. Осетрина, добытая нами подпольно, 150 р., севрюжья чёрная икра (добытая по всем меркам дагестанской безопасность и ещё более подпольно со скидкой родственникам) 113 грамм 1 200 р. Шашлык из осетра мы так и не смогли доесть в одном из ореховых лесов, куда нас повезли. Местное мороженое в вафельных стаканчиках - 2 р. 

Мест, куда можно съездить, немало, водопады, Гунип с серпантинами дорог, крепость недалеко от Дербента и много других. Скучать не придётся. Любителям гаданий - всем известная там гадалка Соня, ул. Махачкалинская 16. Приём 150 р. Гадает на камнях в виде фасолинок. Очень интересно, реально сказала вещи, о которых знать не могла. Есть ещё мальчик, читающий по Корану по дороге в Дербент, немного не доезжая до посёлка Сухниб, если не ошибаюсь. Его знает ещё больше народу, но в пятницу у него выходной. Одна старенькая бабушка возила нас куда-то далеко в горы за "глазной водой", т.е. вода от сглаза. Место оборудовано, всё культурно, она что-то там шептала, окунула нас трижды в ледяной источник и набрала воды, которую нельзя ставить на землю, иначе сила уйдёт. На всё другое можно. Она ставила на картонку. В воде, вытекающей из родника, мы насчитали 3 водяных черепах разного размера.  

В итоге на Дагестан мы потратили неделю, очень понравилось. Поедем на следующий год опять, наверное. Дорога назад заняла 3 дня. Элиста - Волгоград - Саратов - Тамбов - Рязань - Москва. Самые хорошие дороги в Калмыкии, причём и живности там не меньше, чем в Казахстане, и милиции нигде нет. Можно даже на Феррари ехать. Самые отстойные - в Волгоградской области. Заезжали на Мамаев курган, посмотреть на Родину-мать. Впечатляет. В Тамбовской области увидели указатель "Скит Сергия Радонежского" Подумали, что скит - это место, где он жил. Пока искали дорогу, набрели на церковь. А там женщина:

- Не просто так вы сюда попали, у нас с марта мирраточит икона св. Матроны.

Зашли, и вправду, на иконе явные следы подтёков исходящих из области сердца. Потом нашли, наконец, этот скит около села Михей. Оказалось, что скит - это филиал Сергиево-Пассадской лавры, где он реально и жил. Дорога от Рязани до Москвы идеальная. Никто меньше 120 не едет. Еду в потоке. Знаки поставлены, судя по всему, для велосипедистов. Выдвинули идею, что спонсор дороги Всероссийская ассоциация автолюбителей, которая щедро спонсирует местное ГИБДД. 

Все телефоны и адреса указаны с разрешения сторон. Истрачено 43 000 р. за 23,5 дня, из них на бензин 17 233.70 р., преодолено 11 655 км, средний расход бензина 8,35, на смененном перед поездкой МАФе от Бош, и скоростью от 110 до 150. Потеряно или украдено + 9 000 р. Наш Nissan действительно превзошёл все ожидания.

Также выражаю глубокое и искреннее сочувствие семьям и родным всех убитых и покалеченных под колёсами машины птиц и насекомых.

Вроде всё. Спасибо, что дочитали.




Рейтинг@Mail.ru