Москва - Екатеринбург (сентябрь 2007)
Главная
Статьи
Форум
Москва - Екатеринбург (сентябрь 2007)




По материалам сайта http://www.autotravel.org.ru/

Дмитрий


Гороховец - Чебоксары - Елабуга - Ижевск - Турбаза Чусовая (окрестности) - Екатеринбург - Невьянск - Сысерть - Касли - Кыштым - Карабаш - Миасс - Златоуст - Уфа - Казань - Йошкар-Ола

Предисловие

Любой поездке предшествует идея. Идея может выстроиться сразу, а может и меняться; может то приходить, то уходить; может быть вполне ясной, выстроенной до деталей или расплывчато-декларативной; идея может быть реализована почти сразу, а может ждать реализации годы – в общем, это такая непостоянная субстанция.

Идея посмотреть своими глазами Урал возникла давно, возможно еще в детстве. Даже несколько командировок в Екатеринбург и Челябинск не создали впечатления, что я видел Урал (в широком смысле слова). А желание увидеть своими глазами все росло. Конечно, можно было купить путевку и поехать поездом, полететь самолетом. Но... «свои колеса» – это возможность выбора маршрута, осмотра не только конечной точки, но и много чего вокруг, а этот самый круг может быть в сотни километров.

Были и сомнения: дороги, машина, где остановиться, еще какие-то. Эти сомнения, несмотря на явно положительный опыт предыдущих поездок, никак не давали идее поездки найти выход в конкретные действия. Однако, была и уверенность, что поездка будет исключительно интересной. И вот, в начале сентября, наконец-то...

05.09.2007

Москва – Гороховец – Нижний Новгород – Чебоксары – Цивильск

пробег за день 808км

Дабы миновать Балашихинскую пробку, выезжаю рано, и, включив в машине приемник, сразу же слышу слова гимна: «Россия – священная наша держава...». К чему бы такое совпадение?

Проскочить Балашиху удалось сходу, благо машин было по местным меркам совсем мало. Потом – знакомая до толчков от выбоин в асфальте Владимирская дорога. Из заметок в путевом дневнике осталось только то, что в районе Покрова был сильный запах гари, а так больше ничего особенного не было замечено. Владимир обошли по южной объездной, города с которой вообще не видно. Качество дороги вполне приличное, а ширина в 2 полосы в каждом направлении позволяет ехать достаточно безопасно.

Первая остановка – Гороховец. Этот город почти уже в Нижегородской области всегда проезжали не задерживаясь, даже пара очень интересных деревянно-затейливых, с явными признаками стиля модерн, зданий прямо на шоссе как-то не становились якорем для взора. В этот раз, свернув сразу за церковью налево и проехав несколько кварталов, оказались в центре города у понтонного моста через Клязьму.

Чуть дальше в центре города – монастырь, рядом с ним – работающий рынок (не так ли было на протяжении нескольких веков тут?), центральная улица с весьма колоритными кирпичными домами и еще одной церковью. Самое потрясающее, что сохранились каменные купеческие дома аж XVII века! Сейчас в них музей и какие-то конторы.

На Никольской горе – действующий мужской монастырь, от которого открывается прекрасный вид на сам город и противоположный берег Клязьмы, где уютно разместился женский монастырь, тоже судя по всему, действующий. Исключительно приятное и красивое место! Даже прошедшие над противоположным лесом четверки боевых вертолетов (учения) как-то весьма органично вписывались в общие виды. Больше всего порадовали рынок и стадион, которые явно указывали на довольно хорошее здоровье древнего города (основан в XII веке). Да и ремонт улиц тоже свидетельствует об определенном достатке в городе.

Самое удивительное в Гороховце – единство природы и застройки, и при этом всё не выглядит застывшим и замершим. Выехав обратно на шоссе, продолжили путь на Нижний Новгород.

Дорога до Нижнего также не оставила сколько-нибудь существенных записей в бортжурнале. Поскольку съезд на объездную был забит, приняли решение ехать через город. Удивительно, что почти нигде не стояли, лишь небольшие затруднения в движении были в районе вокзала и перед Окским мостом, да еще на подъеме к Сенной площади. После Нижнего был сделан привал на объездной дороги у Кстово. Кстати, до этого места дорога была вполне приличной, практически одинакового качества.

От Кстово дорога стала узкой (двухполосной), но покрытие вполне приличное. Поток транспорта не сильно плотный, но движение довольно напряженное. На границе Нижегородской области и Чувашии с ходу были замечены два мотельных комплекса (в Нижегородской области и в Чувашии), а дальше показалось, что мотелей нет, за исключением рекламы «Кантри-отель Березки с итальянским рестораном». Почти на границе Нижегородской области с Чувашией – узкий и довольно длинный мост через Суру.

Без приключений добрались до Чебоксар, «отметились» в МакДоналдсе, что в самом центре города, чуть-чуть полюбовались на вид залива и фонтанов. В городе обратили внимание на интересные лозунги, например: «Чебоксары – культурная столица Поволжья», а также на акцию «переходи на зеленый»: девочки с зелеными кружками сопровождали пешеходов на переходах, оказалось, что это ни что иное, как реклама «Мегафона». Поскольку город, как оказалось позже, готовился к визиту высоких гостей, движение по некоторым магистралям было перекрыто из-за перекладки асфальта и надо сказать «большое спасибо» гаишникам, что где-то нас пустили под «кирпич», а где-то подсказали объезд через дворы. Как бы то ни было, выбрались из города и стали держать путь на Казань, по трассе М7 (как оказалось потом, это решение было ошибочным).

В районе Цивильска на заправке решили узнать, нет ли по соседству мотеля, но получили отрицательный ответ. Однако заботливая заправщица созвонилась с гостиницей в Цивильске и убедилась, что там еще есть места. Там и заночевали. Гостиница «Савал» представляет собой верхний этаж трехэтажного здания, которое раздербанено на разные мелкие учреждения, включая интернет-кафе. Стоянка – просто площадь перед зданием. Несмотря на это, переночевать вполне можно, по принципу «бедненько, но (с некоторой натяжкой) чистенько».

06.09.07

Цивильск – Казань (по объездной) – Елабуга – Алнаши – Ижевск

пробег за день 571км

Проснувшись, поблагодарив гостеприимную дежурную по гостинице, которая нам объяснила, что окончание слов «-касы» по-чувашски означает «село», отправились дальше по М7 на Казань. Дорога в целом, скорее приличная, чем нет, на затяжных подъемах размечена 2:1, но есть отдельные узкие участки.

Наиболее привлекательные места в районе реки Свияги, которая тут подпружена и довольно широкая. Сразу за мостом начинается красивый подъем и живописные холмы. Дорога в Татарии становится очевидно лучше и приводит на мост уже через Волгу. Казань обошли по объездной дороге, кое-где были небольшие затруднения в движении, но в целом все нормально.

Затем – примерно сотня километров по вполне приличной дороге, поодаль которой видны нефтяные качалки, и мы добрались до пересечения с Вяткой. Немного не доезжая моста был замечен рынок с разными биноклями, рациями, и... местной копченой рыбой, которая и была куплена. Тут же можно подкрепиться пирожками, беляшами, чаем, кофе. Несмотря на очевидную стихийность торговли, все достаточно чисто и пристойно, похоже, что на этой точке останавливаются почти все.

К полудню добрались до Елабуги – города, который в этом году справил тысячелетие. Центр города великолепно отремонтирован, часть улиц пешеходная, но и автомобильное движение в центре настолько редкое, что можно обычную улицу принять за пешеходную. наиболее привлекательны: памятник связистам: парень на столбе и почтальонша на велосипеде; бюст Ленину, кованные элементы декора во многих местах, особняки, несколько церквей; пожарная каланча.

Но самое интересное место Елабуги – Чертово городище – расположено на холме поодаль и хорошо просматривается из центра. Доехать можно до нового ресторана, где и оставить машину. Городище – осязаемые следы некогда могущественного государства Волжской Булгарии. Место у переправы через Каму, на высоком холме было великолепным для контроля над обширными пространствами степей к югу и лесов к северу. Именно от этого городища осталась старая башня. Около нее угадываются фундаменты разрушенных стен, еще каких-то построек. А в сторону Камы и Тоймы открываются великолепные виды. Вообще, Елабуга очень интересный город, с которым были связаны Шишкин и Цветаева, да и много других выдающихся людей.

На окраине Елабуги создан промышленный район, до которого идут достойные дороги и стоит потрясающее количество дорожных указателей. Однако, мы немного поплутали, чтобы выехать в нужном направлении, вот тут оказался весьма полезным GPS.

Уже в Удмуртии, не доезжая километров 10 до Алнаши в лесу сделали привал. Дорога вполне приличного качества. Из разговора с местными жителями узнали, что в округе много небольших озер, и рыба водится в любом из них. Проселок, на котором мы остановились и был съездом к одному из озер.

Удивительно, но сотовые работали практически без сбоев, что определенно повлияло на наше движение. Где-то посредине нашего обеда раздался звонок партнера из Ижевска, с удивлением, почему я не ответил на электронную почту. Говорю, мол в отпуске. Далее диалог:
– Ты где?
– Недалеко от Ижевска.
– Как? И ко мне не заедешь? Почему?
– Неудобно как-то тебя беспокоить.

После этого мы получили 6 СМСок с легендой проезда по городу, не заехать к Сергею и его гостеприимной семье было невозможно. Ночевали у Сергея, машина – на охраняемой стоянке недалеко от дома, а вечер был наполнен очень интересным общением, разумеется не только на рабочие темы. Эх, жаль, что копченой стерляди купили мало, не рассчитывая на такую компанию.

07.09.07

Ижевск – Воткинск – Чайковский – Чернушка – Уинское – турбаза Чусовая

пробег за день 634км

Намечено было выехать пораньше, но на стоянке... Стартер бодро крутится, а двигатель не вращается. Завелся с толкача, благо мужики со стоянки помогли толкнуть. В общем, замена стартера на сервисе заняла приблизительно 2 часа, при том, что воспользовались организационной помощью Сергея. Так, план «выехать пораньше» сорвался, но, слава Богу, не полностью.

В результате, выдвинулись в сторону турбазы и не смогли заехать в запланированный к посещению Воткинск. До города Чайковского добрались легко, перебрались через Каму по плотине ГЭС и дальше двинулись на Чернушку. Дороги, хоть и неширокие, но достаточно свободные (затруднения были только в местах естественных сужений) и с приличным покрытием. Места красивые, перелески, поля, довольно приличные села. За Чернушкой сделали привал, пообедали.

От Деменева до Уинского – ремонт дороги, много щебеночных участков, так что ехать было сложнее, чем по асфальту. Уинское – большое село, больше всего удивила «Детская школа искусств» где-то в середине села. А чуть подальше, на въезде в очередное село красовалась надпись: «300 лет с. Чайка», но село никак не тянуло на замшелую старину. Кстати, в селах немало виднелось спутниковых тарелок.

Выбравшись на «большую дорогу» (Р242), дальше по ней и поехали. Примерно от Ачита по изменившемуся рельефу стало понятно, что мы едем в горы, хотя все затруднения в движении были вызваны не рельефом, а ремонтом дорог. В некоторых селах приходилось двигаться по каким-то объездам, буквально в один ряд, в компании чадящих фур. Однако такие проблемные места были непродолжительными, и фуры оставались где-то позади, как только выезжали на нормальную дорогу. Горы как таковые виднелись поодаль дороги, можно сказать, что существенных подъемов-спусков не было, как и серпантинов.

Напротив Дружинино повернули с трассы налево (был замечен патруль ГИБДД, но он только следил за движением), на местные дороги в сторону турбазы. Навстречу нам двигались довольно плотным потоком дачники, объезжавшие затруднения на трассе из Екатеринбурга. По заранее распечатанным легендам без труда нашли турбазу, где нас любезно ждала администратор. Первое положительное впечатление от турбазы так и не поменялось. Мы разместились в теплом, довольно уютном и просторном номере, а машина на территории, на дополнительно огороженной охраняемой стоянке. Вместе с нами на турбазе гуляли аж целых две свадьбы, но территория была такой, что, как нам показалось, никто никому не мешал. Описание турбазы полностью совпало с реальностью: действительно на берегу Чусовой, действительно в живописном месте.

Совсем вечером пошли погуляли по территории: звезды, луна, церковь в селе на противоположном берегу, тихо струящаяся в лунной дорожке вода реки, шелест камыша, огоньки и аромат мангалов, фонари турбазы, легкий туман над лугом, невидимые, но слышимые, птицы, легкий ветерок, удивительные краски неба, еще какие-то впечатления... Тут у меня в первый раз возникло ощущение овеществления идеи.

08.09.07

Турбаза, окрестности, пешком

Пробег 0км

Прежде чем будут описаны две интересные экскурсии этого дня, стоит описать саму турбазу и то удивительное место, где она расположена. Впрочем, в интернете и других источниках есть немало великолепных описаний, гораздо более подробных, детальных, содержащих факты и легенды, тут — только наши впечатления и эмоции.

Река Чусовая уникальна тем, что она единственная имеет исток на восточном склоне Уральского хребта (т.е. в Сибири, в Азии), пересекает Урал на запад и впадает в Каму уже в Европе. Таких рек больше нет. Эта уникальность привела к тому, что вплоть до запуска железной дороги река была по сути единственной транспортной артерией для сплава в европейскую часть страны с Урала и из Сибири всего добытого, выплавленного, выкованного, и, что греха таить, украденного. Вот и сплавлялись, как только вскрывался лед и до осенней ледяной шуги, груженые добром барки по Чусовой. По руслу реки сплавщиков ждали отмели и береговые камни, часть из которых, с наиболее жестоким нравом, прозвали «бойцами». Хорошие сплавщики знали наперечет все отмели и нравы бойцов, умели с ними обращаться и поэтому высоко ценились. Но это знание строилось на далеко не всегда безопасном опыте.

Готовясь к поездке, где-то прочитал, что первым туристом Урала был Ермак Тимофеевич, организовавший уникальный поход 6-й категории сложности. Часть пути он с дружиной проделал по-вдоль Чусовой. Вероятно, с этих пор Строгановым и Демидовым, да другим, Чусовая стала служить главной грузовой дорогой в Европу, на Волгу.

Вот примерно как это было. Круглый год на подводах, да санях зимой, товары везли к месту, откуда можно было сплавляться. Судя по всему, таких мест было не одно, но одно из них было особенным, благодаря тому, что река тут делала поворот почти на 180 градусов. На этой излучине реки так появилось аж в 1651 г. и разрослось село Слобода. Слободяне зимой делали барки, а летом становились сплавщиками. На подмогу им на летние заработки приходили жители других сел. В середине XIX века в селе была даже собственная таможня, настолько активен был промысел. Аналогичные села были и ниже по течению реки.

Приходившие на заработки ждали, когда можно будет сплавляться; обычно сплав начинался в мае, вот и маялись они. Так напротив села появилось поселение Маёвка. Поскольку привозили товар на гужевой тяге, то был большой спрос на конскую упряжь, такелаж. Вот и поставили в лесу над береговыми камнями кожевенный заводик напротив села.

Со строительством железной дороги, несмотря на неоднократные попытки создать Уральский водный путь, транспортное значение Чусовой падает, а села, работавшие на сплав, постепенно пустеют. В середине 1930-х годов принимается решение о создании на Чусовой базы отдыха для рабочих местных заводов, тут и пригодились оставшиеся постройки кожевенного завода напротив села Слобода. В годы войны на базе жили эвакуированные. С послевоенного времени и до середины 1990-х турбаза великолепно работала, перейдя в ведение профсоюзов; от нее начинался Всесоюзный туристский маршрут – сплав по Чусовой. Потом несколько лет турбаза была практически закрыта, поселок около неё хирел. Частные хозяева нашли средства и отремонтировали несколько корпусов, сделали нормальную столовую с отдельным банкетным залом, баню. В общем, сейчас на выходные круглый год, а летом почти все время, турбаза не пустует. Отрадно, что работы по улучшению турбазы продолжаются, есть надежда, что через несколько лет тут станет еще лучше.

Тут базируется команда водных туристов с катамаранами и прочими принадлежностями, работает замечательная экскурсовод. Если добавить к этому уникальную природу и приличную отдаленность от промышленных поселений, то можно сказать, что это относительно нетронутый уголок Уральского края, где можно нормально отдохнуть.

На дверях столовой еще прошлым вечером был обнаружен листок с приглашением на пешую экскурсию по окрестностям турбазы, которая сразу же попала в план «мероприятий». Однако утро встретило нас мелким дождичком (сразу подумалось про вчерашний ясный вечер) и довольно промозглой погодой. Несмотря на это, сразу после завтрака (разносолов нет, но с голода точно не умрешь, и, что самое главное, вполне вкусно) мы все же решились на прогулку.

Экскурсовод — женщина лет сорока, школьный учитель из Новоуткинска по имени Наталья (отчество так и не узнали) — с большой готовность начала рассказывать нам про местные достопримечательности, вогулов, живших тут спокон века, и русских, пришедших позже, постепенно уводя нас в лес. Промозглость погоды и туманные сумерки не способствовали фотосъемкам, однако лес был замечательный: ели, пихты, сосны, лиственницы-великаны и поменьше, березы, кустарники, травы, грибы, огромные муравейники... Рассказ про удивительные свойства пихты. Изложение вогульской легенды про огненную птицу, которая прилетает к высоким лиственницам, где живут духи. Рассказ про жизнь муравьев в столицах (число особей до 10млн) и райцентрах (десятки тысяч).

Так незаметно дошли до камня Часового, с его вершины полюбовались на реку где-то там внизу. Жаль, что было довольно мокро и скользко, так что спуститься к берегу было небезопасно. Возле вершины камня — несколько карстовых воронок: вода постепенно промывала в известняке ход, а образовывавшаяся яма заполнялась землей, мхом, её края порастали кустарником и деревьями. Опасность воронок в том, что глубина возможной промоины на дне никому не известна и может быть опасной для человека или животного, несмотря на растительность и кажущееся твердым дно. Кстати, так образовалось немало озер.

С Часовым связана легенда про Боба-старателя, который жил бобылем где-то возле этого камня и мечтал найти жилу золота, но ему попадались лишь отдельные золотинки. Потом Боб куда-то пропал, а почему — легенда умалчивает: то ли нашел жилу и ушел с намытым золотом, то ли провалился в одну из карстовых воронок, то ли нашел себе жену и осел где-то. Явных признаков старательской деятельности мы не обнаружили, но от местных жителей слышали, что на Чусовой когда-то и золото мыли.

Среди местных достопримечательностей отметили и остатки дороги, которая когда-то связывала между собой деревни по берегам реки. Сейчас этот проселок проходим разве что для трактора (пользуются им иногда, чтобы сено с покосов вывезти) или для настоящего джипа (но кого-ж сюда то занесет?). Раньше же эта дорога звалась «трактом» и была почти такой же важной транспортной артерией, как и сама Чусовая.

К обеду вернулись на турбазу, в промокших кроссовках, но довольные. Удивительный был аромат в лесу. Обычно в сосновом лесу чувствуешь запах смолы, который трудно спутать с другими — настолько он характерен и узнаваем. Тут же к запаху смолы и мокрой хвои примешивался еще какой-то явно лесной аромат, возможно это был запах пихты, мне показалось, что пихтовое масло отдаленно напоминает по запаху этот оттенок аромата.

Пообедав и немного отдохнув, отправились на еще одну экскурсию. Примерно в километре от турбазы находится обсерватория кафедры астрономии Уральского госуниверситета. Получилась довольно интересная экскурсия, которую вела действующая сотрудница обсерватории Галина Викторовна. На небольшой территории расположены несколько звездных телескопов (в классической башне с полусферическим куполом смонтирован лишь один, остальные – в домиках, больше смахивающих на сарайчики или курятники) и большое здание солнечного телескопа. Кстати, последний сильно отличается по конструкции от традиционного представления о телескопе, как о бо-о-о-о-о-льшой подзорной трубе.

Если «есть погода», то экскурсантам даже дают посмотреть в телескопы, позадавать вопросы, получить обстоятельные ответы. Если погоды нет, то показывают разные интересные фотографии, полученные как в этой обсерватории, так и коллегами. Одна из неожиданностей, что за экскурсию надо заплатить по 102 рубля с человека, эти деньги тщательно приходуются и вам готовы чуть ли не показать докопеечные отчеты по их использованию. Другой неожиданностью было то, что обсерватория активно работает, участвует в каких-то международных программах по изучению Солнца, наблюдению за искусственными спутниками Земли, ближним и дальним космосом. Кстати, местные умельцы приспособили какие-то супер-приборы к довольно старым телескопам и получили уникальные инструменты. Каждую зиму на базе обсерватории проводятся школы молодых ученых и т.д.

К ужину вернулись на турбазу, куда приехали наши знакомые из Екатеринбурга. За совместным ужином выяснили, что и для них было большим удивлением узнать про вполне пристойное состояние дел на турбазе. Под разговоры про то да сё незаметно прошел ужин, короткая прогулка по аллеям турбазы и «отбой».

09.09.07

Окрестности турбазы, на автомобиле и пешком

Пробег 87км

Утром выехали с Натальей на экскурсию по достопримечательностям вокруг турбазы, в общем направлении на Шалю. Поехали с друзьями двумя машинами, но экскурсовод (и огромное количество интересной информации) «досталась» нам.

До экскурсии на турбазе пронаблюдали, как готовились катамараны к сплаву по Чусовой. Две девушки-инструктора, еще несколько парней споро собирали катамараны и прочее снаряжение, даже поучаствовали в натягивании веревок. При нас подошла первая группа туристов, кстати, средний возраст группы был где-то за 50, но все довольно крепкие, по разговорам, скорее всего, ученые или преподаватели. Но мы на сплав не записывались и поехали на экскурсию.

Первая остановка – деревня Каменка. Сейчас – это дачное место, несколько раньше тут была съемочная площадка Свердловской киностудии (один из домов-пятистенков, «дом Анфисы» в «Угрюм-Реке», является местной достопримечательностью), от которой на вершине холма осталась полуразвалившееся крепость-декорация. Однако значительно более сильное впечатление оставляют старая плотина и старый мага́зин (именно так, с ударением на втором слоге), сложенный из отдельных камней. Чуть за Каменкой (и деревней, и рекой) на берегу Чусовой высится скала Дракон, довольно причудливой формы.

Следующая остановка – Нижнее Село, напротив которого в берег Чусовой выдается скала Шайтан. Места живописные, описывать их – языка не хватит.

В самом селе – Михайловская («На крови») церковь. Второе название она получила по преданию, что сплавщиков, разбивших барки о Шайтан-скалу купец запорол до смерти. Само по себе село небольшое, тоже сейчас используется в целом как дачное место.

Достаток старых домов в селах легко оценить по воротам, недаром в здешних местах говаривали: «Каковы ворота, таков и хозяин». Ныне это привило, похоже, тоже действует. Вообще, приятно, что села не выглядят заброшенными. Магистральная дорога можно сказать приличная, да и подъезды к селам не вызывают больших опасений за подвеску машины и ее днище.

Еще чуть дальше деревня Старая Трёка. Название деревни вроде пошло с тех пор, как тут поселились умевшие «трёкать» на местном наречии вогулов русские. Сейчас это село интересно тем, что автодорога упирается в пешеходный мост через Чусовую. Так дачники, чтобы не ехать вброд стали ставить гаражи для машин на одном берегу реки, а дальше идти пешком. Однако река осенью мелкая, и вполне можно на высокой машине попытаться поехать вброд.

Кстати, о мостах. Тут очень популярны висячие мосты. Пара или две опор, толстые тросы, промежуточные подвесы и доски в качестве настила – вот и вся конструкция моста. Бригада местных строителей ставит такой мост за несколько недель. Кстати, мост у Трёки поставили, вроде как, после того, как в половодье на разлившейся реке перевернулась лодка со школьниками, которых переправляли на занятия. Мосты кажутся избыточно длинными, но надо помнить о большой воде каждую весну.

Выбравшись на шоссе, едем в сторону Староуткинска, в 1729г там был основан железоделательный завод. по дороге пересекаем речку Сибирку (ручей ручьём), по которой в XVIII веке проходила граница владений Строгоновых и Демидовых.

Почему-то в этих местах реки часто назывались Утка. И вот на одной из Уток, Средней, недалеко от горы Собик, Демидовы поставили металлургический завод, да не простой: качество местной руды и древесного угля были таковы, что завод в прямом доменном процессе выплавлял не чугун, а почти чистое железо. Так что название «железоделательный» вполне уместно и отражает суть производственного процесса и получаемого результата.

В городе сохранилась плотина, которая поддерживает заводской пруд, а вот завод с единственной домной-«самоваром» уже не работает. В проходной – следы прохода коз, на территорию можно легко зайти не только через проходную, но и через местами отсутствующий забор. Внутри старого заводского здания (нижняя часть стен из бутовой кладки, скорее всего еще от основания завода) пока не разрезанная на металлолом, домна, но навесные приборы уже почти полностью демонтированы. С другой стороны старого цеха – еще не до конца разобранные коксовые батареи, но коммуникации уже большей частью срезаны на металлолом. Завод производит неоднозначное впечатление, понятно, что выплавлять железо (!) из руды и древесного угля – не самый эффективный процесс, но и вот так наблюдать развал, а не разборку, очень тяжело. Кстати, где-то на территории нас встретил охранник, попросил лишь в строения не заходить – опасно!

В городе работает хлебозавод, со слов местных жителей – печет самый вкусный хлеб в округе. Кажется, это действительно так. В центре города довольно колоритные дома, вообще, очень интересно было посмотреть на город.

К обеду вернулись на турбазу. После обеда решили сходить в село Слобода, уже без экскурсовода. Пошли по дороге, обогнули излучину реки. Село и сейчас большое, во дворах видна жизнь, в притоке Чусовой рыболовы ловят рыбу. Дошли до магазина, купили что-то из продуктов и мороженое (как не попробовать местное?), через очередной подвесной мост перебрались на полуостров, где, в основной части села, стоит Георгиевская церковь. Храм оказался закрыт. Выйдя на противоположный берег Чусовой, посидели и послушали, как течет река. Поговорив с местными жителями, и подглядев, как они переходят реку вброд прямо на турбазу, рискнули проделать то же самое. В первый момент вода показалась холодной, но уже через секунду появилось великолепное ощущение речной воды, обтекавшей ноги, никакого холода не чувствовалось. Река неглубокая, дно абсолютно твердое, а от островка до противоположного берега кто-то заботливо положил дорожку камней. Переход вброд не только сэкономил несколько километров пути, но и был великолепным приключением этого дня. Желательно идти в обуви, но нежелание сушить кроссовки привело к тому, что по камням шли босиком, если внимательно смотреть под ноги, то даже приятно.

Немного еще погуляли около турбазы и на этом закончили выходной день.

10.09.07

Поездка в Невьянск

Пробег 500км

Еще вчера решили съездить в Невьянск – столицу Демидовского Урала. Позавтракав на турбазе (кстати, со вчерашнего вечера турбаза стала работать только для нас – остальные разъехались) и получив «сухой паек» в качестве компенсации обеда, от которого мы заренее отказались, выехали с турбазы. Я решил проехать через Новоуральск, но город оказался закрытым, и нам пришлось возвращаться на трассу. Единственным плюсом этой дороги было то, что мы оказались на берегу великолепного озера (скорее всего Таватуй). Несмотря на ветренно-дождливую погоду, виды вполне компенсировали сделанный крюк.

Таким образом, поехали через Екатеринбург. Поскольку дорогу не знали, а объездная дорога оказалась пока только на карте, пришлось спрашивать дорогу через город у ГАИшников, которые хоть и помогли, но дружелюбием не отличились. Несколько выбившись из графика, мы всё же, под периодически моросящим дождичком, добрались до Невьянска. Дорога от Екатеринбурга на север идет в основном, с двумя разделенными полосами, между которыми могут оказываться довольно высокие скалы. Горы разные и по высоте, и по породам, больше частью со следами эррозии. К сожалению, не фотографировали. По дороге попадались запоминавшиеся лозунги и транспаранты, например: «До здравствует российский народ!» или «Единая Россия — партия Путина». В одном из мест была ГАИшная «засада», однако ее проехали без проблем. Вместе с тем, дорога идет не по населенным пунктам и описать местный быт не получилось.

Невьянск – сейчас небольшой город, но в нём чувствуется основательность всего, что строилось на Урале. Самое известное место – знаменитая наклонная башня – расположена рядом со Спасо-Преображенским Собором. Внутри несколько лет назад усилиями мастеров Сысертского фарфорового завода был восстановлен фаянсовый иконостас. Надо сказать, что это замечательное произведение искусства! Будучи ограничены во времени, не стали искать возможности посетить местный музей, однако у памятника Петру I и основателю Демидовской династии погуляли. Можно только пожелать, чтобы реставрация затронула не только старый завод-музей, но и весь центр города. В городе работает музей старого завода, но в него не попали.

На обратном пути, постояв в екатеринбуржских пробках, выбрались на трассу и посетили стелу на границе Европы и Азии. Никакой существенной разницы в природе, или еще чем-то не заметили. Но как это символично стоять одной ногой на одной земле, а другой – в другой части света! Хотя, наверно, эту линию вполне можно провести и на сотню метров в любую другую сторону...

На турбазе нас ждал ужин и несколько удивленные нашим рассказом работницы столовой. Похоже, уральцы не так часто ездят по своим интереснейшим местам.

11.09.07

Турбаза Чусовая – (Екатеринбург) – Сысерть – Касли – Кыштым – Карабаш – Миасс – Златоуст – (Сим – Аша) – Уфа

Пробег 694км

Позавтракав, выезжаем с турбазы. Немного грустно расставаться, но нас ждет интересная дорога. Практически без проблем (мы уже почти местные, дороги уже исследовали), выезжаем на трассу и едем в сторону Екатеринбурга. В этой части объездную уже построили, но качество покрытия оставляет желать лучшего, например, удалось объехать незаметно открытый люк.

По дороге заворачиваем в Сысерть – ныне небольшой городок, весьма чистый и ухоженный. Кроме довольно известного фарфорового промысла, в городе, основанном в 1732г., работают еще несколько заводов. В центре города легко был обнаружен магазин фарфорового завода, который скорее напоминает выставку, а не магазин. Но все можно потрогать, если понравится, то и приобрести, в том числе и «визитную карточку» местных мастеров – салатники. Они есть как отдельные, так и в наборах, с разными рисунками, весьма элегантной формы, из тонкого фарфора с очень приятным, певучим звуком. Цены – весьма демократичные. Вроде как есть и второй магазин непосредственно возле завода, однако продавец затруднилась объяснить, как туда проехать. Кроме ширпотреба, есть еще и вполне приличный фарфор, тянущий вполне на уровень коллекционного.

За Сысертью возле небольшого пруда остановились перекусить и немного размяться. Асфальтированная дорога подходит к самому пруду, так что все удобно (представляю, сколько тут народа бывает летом!). У выезда на трассу заметили пост ДПС с пунктом оказания медицинской помощи под флагом (в прямом смысле слова) медицины катастроф – обустраиваются наши дороги.

Главная дорога идет на Челябинск, но мы решили проехаться по настоящему среднему Уралу, с его замечательными озерами и старыми промышленными городами. Поэтому сворачиваем на Касли. Дорога сразу же становится уже, более извилистая, но вполне приличная. Горы виднеются где-то неблизко от дороги.

Касли́ (именно так, с ударением на последнем слоге) город с богатыми традициями чугунного художественного литья. В историческом центре города – Вознесенский Собор, пол которого, как водится в таких местах, тоже памятник литейщикам. На петлях дверей висят интересные старые замки. В городе, вероятно, один из первых чугунных памятников Октябрьской революции, он был воздвигнут аж в 1923г. Представляют интерес также старые здания, среди которых госпиталь для рабочих чугунных заводов и кинотеатр, вероятно, тридцатых годов.

От Касли до Кыштыма вполне приличная дорога, даже чистят обочины. Где-то видятся озера. В Кыштыме и его окрестностях исстари развивалось медное производство. В центре сохранилась интересная застройка, много чугунного литья (близость Касли).

Еще южнее Кыштыма расположен также «медный» город Карабаш, а между ними есть поворот на замечательное озеро Увильды — настоящее горное озеро среднего Урала. С дороги его не видно и для того, чтобы попасть к нему придется сворачивать.

Карабаш стал известен после того, как в середине XIX века тут были найдены промышленные запасы медной руды, а также золота. Промышленная разработка и производство привели к тому, что гора практически облысела (леса на ней нет). В заводской части города пейзаж напоминает декорацию к какому-нибудь страшному фильму. Но если посмотреть в другую сторону – красивая медно-золотого цвета, играющая на солнце гора с поклонным крестом на ее вершине.

Еще несколько десятков километров пути – и мы в Миассе, вокруг которого в огромных количествах снуют грузовики Урал, благо их тут и собирают. Город по сравнению с только что оставленными позади довольно большой, хотя бы название квартала Машгородок о многом говорит. Движение довольно плотное, ремонтируются улицы. На проезд города потратили больше часа. За Миассом повернули на трассу М5 на запад, чтобы возвращаться в Европу. Найдя удачный съезд с дороги устроили привал.

Дальше начались настоящие горы. Если раньше мы ехали вдоль хребтов, то сейчас нам надо преодолеть хребет поперек, поэтому характер дороги меняется: попадаются затяжные подъемы и спуски по несколько километров, дорога петляет, хотя настоящих серпантинов нет. Появляются проблемы при обгонах фур, но дорога большей частью размечена 2:1, так что можно пытаться обгонять. Поведение обгоняемых, к сожалению, разное: есть которые спокойно пропускают, даже помогают (таких большинство), есть и те, которые откровенно хамят. Довольно много легковых машин.

Заезжаем в Златоуст, довольно интересный город. Однако ожидавшихся златоустовских ножей мы так и не обнаружили, наверно, плохо искали. Сатку, Юрюзань, Усть-Катав проходим по трассе. Из записей осталось, что у поворота на Юрюзань злобный пост ДПС, хотя нас и не останавливали. Горы заканчиваются в возле Сима (есть 2 удачно расположенные для фотографирования горы, но мы уже не стали останавливаться). После этого начинается в целом равнинная дорога, по которой можно разогнаться. Но этому помешал зарядивший дождь, который вместе с сумерками уменьшил видимость. Так в то усиливающемся, то ослабевающем дожде добираемся до Уфы.

В Уфе нас должны были встретить. Созваниваемся, договариваемся, где встречаемся. Но оказалось, что принять за точку отсчета въезд в город недостаточно, надо еще определится, который из въездов выбрать. В результате с час (дождь к этому моменту уже кончился) мы перезванивались по мобильникам и уточняли ориентиры, прежде чем, наконец встретились, намотав по городу почти полсотни километров. В Уфе не приняты платные парковки, так что «кинув» машину у дома, расположились в уютной квартире наших знакомых. Кстати, ночная Уфа весьма красивый и яркий город, особенно с бликами луж.

12.09.07

Уфа – Набережные Челны – Казань

Пробег 595км

Утром отправились на осмотр Уфы, благо наши знакомые выделили нам почти целый день. Река Белая, монумент дружбы русского и башкирского народов, центр города, православный собор, новая мечеть (впервые был внутри мечети, пообщался с муллой, кстати, весьма интересным собеседником), опять центр города с посещением торгового центра для закупки сувениров и обед в кафе в национальном стиле с нашими провожатыми – вот краткое изложение уфимской экскурсии. В городе идет активное строительство, ремонт дорог и мостов, приличные магазины, в общем, впечатления вполне положительные, чему в немалой степени способствует подготовка к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России.

Где-то к полудню покидаем Уфу и едем на Казань, через Набережные Челны. Дорога равнинная, кое-где идет ремонт, но в целом можно ехать достаточно быстро и безопасно. В местах ремонтов сужения по несколько километров, и тут набиваются длинные вериницы машиан. По сторонам от дороги начали попадаться то тут то там нефтяные качалки. В целом пейзаж запомнился мало, кроме того, что где-то на поле нарвали початков кукурузы – спелой, вызревшей на корню.

Перед Набережными Челнами пост ДПС, остановили для проверки документов. «Пробив» по базам данных, вернули документы с какими-то положительными словами. В общем, все было быстро, вежливо, четко, но сложилось впечатление, что стараются проверять все иногородние машины. В город заезжать не стали, проехали по объездной. Если вчера нас одолевали «Уралы», то тут куда не плюнь, везде в КамАЗ попадешь. Кстати, довольно много рекламы КамАЗовского тюнинга: дополнительные топливные баки, шумо и тепло-изоляция кабин и т.п. Ну и огромное число машин, хорошо хоть не сильно чадящих новыми дизелями.

Мост (точнее, проезд по плотине ГЭС) через Каму платный. Потом были уже знакомые нам Елабуга (в город заезжать не стали) и шоссе до Казани с рыбным рынком, на котором купили рыбку к ужину. Уже в сумерках въехали в город. Поплутав по Казани, всё же остановились в гостинице Регина, эта марка была известна по предыдущим визитам. Кстати, вечерняя, освещенная Казань тоже интересный и запоминающийся город, а движение в нем относительно свободное, что позволило намотать около 30км. Поселившись в гостинице и купив местного пива прекрасно провели вечер с закупленной по дороге рыбой.

13.09.07

Казань – Раифский монастырь – Яльчик – Йошкар-Ола – Чебоксары – Нижний Новгород

Пробег 537км

Из гостиницы Регина стартуем в офис партнеров. По дороге заезжаем в Бахетле и закупаем местной выпечки к чаю. В офисе проводим небольшие переговоры, но самое главное, получаем подробное описание дороги на Чебоксары через Марийскую республику (Марийку на местном жаргоне). Попив чаю, выдвигаемся из города, для чего проезжаем по новому мосту (Миллениум), построенному к 1000-летию Казани.

На выезде из города на посту тормозит ГАИшник (кажется, капитан), проверяет документы, после чего просит показать багажник. Сразу начал рассказывать, что еду из отпуска, после чего минут 5 проговорили, где мы отдыхали, а капитан потерял какой-либо интерес и к машине, и к содержимому багажника.

По дороге посещаем Раифский Борогодицкий монастырь. Он действующий, на территории и вокруг много цветов. От кого-то из местных узнали, что цветоводством тут занималась матушка, которая была в прошлом главным озеленителем Казани. Сейчас она уже старенькая, но каждую весну обязательно участвует в разбивке цветников. А они тут просто великолепные! В монастыре можно купить разлитую тут же воду из святого источника, и местную, изданную в монастыре литературу. Вообще, монастырь производит довольно приятное впечатление. Интересно, что неподалеку от монастыря стоит памятник красноармейцам, погибшим при штурме монастыря, который также обихожен, как и все вокруг.

Дальше держим путь на Йошкар-Олу: если воспользоваться соединительными дорогами, то так в Чебоксары дорога короче и лучше. В сам город можно и не заезжать, если не ставить себе такой задачи. Дорога идет сосновыми лесами, на обочинах – песок и множество разных мхов и лишайников. Около карстового провального озера Яльчик сделали привал, покушали. Если бы было теплее, то было бы классно тут искупаться. Вокруг озера еще много карстовых воронок разного размера, жаль, что часть из них постепенно становятся мусорными свалками. Природа тут великолепная, не зря окрестные места входят в природный национальный парк!

По утренней «легенде» заезжаем к дубу Пугачева – действительно огромному дереву, рядом с которым стоит табличка, что дубу около 500 лет. По легенде одно из подразделений войска Пугачева, шедшее на Казань, останавливалось где-то рядом и с вершины дуба наблюдатели высматривали Казань. Наверно, это теоретически возможно, поскольку по прямой тут километров 30-35. Нам повезло: дорога была сухой, после дождя, наверно, тут могут быть проблемы. Ну и около дуба огромное количество комаров.

Легко добрались до Йошкар-Олы, которая оказалась немаленьким по площади гордом. Из старых построек нашли Вознесенский Собор и несколько домов неподалеку от него. В остальном – новая застройка. В центре города довольно интересный подвесной мост в пешеходно-парковой части города. На выезде из города был замечен пэйнтбольный (именно через Э) клуб и еще какие-то явно увеселительные заведения.

Дорога от Йошкар-Олы в сторону Чебоксар просто великолепная: широкая, прямая, ровная, с прекрасным асфальтом, широкими выездами для второстепенных дорог и автобусных остановок, с нормальной разметкой. В общем, самые лучшие впечатления!

Через плотину Чебоксарской ГЭС попадаем в город, который проходим без остановок. После визита высоких гостей ограничения в движении уже сняты и можно ехать по свежеуложенному асфальту.

Дорога от Чебоксар до Нижнего Новгорода не заслуживает сколько-нибудь подробного описания, тем более, что ехали уже в хороших сумерках. Чтобы немного отдохнуть, съехали на проселок, попили чаю. Как раз в это время на перекрестке занял позицию скоростомер в погонах. Выезжаю на трассу, сначала на нас не обратили никакого внимания, но пока проехали несколько машин, инспектор заметил нас и буквально рванул с места, маша жезлом. Даже не представившись, буквально завопил: «Девяносто девятый, а вы откуда?». Но был удовлетворен ответом, что мол съехали с дороги чайку попить, даже права не проверил.

В Нижнем Новгороде пришлось поискать гостиницу, поскольку в городе проходил какой-то форум. В результате остановились в «Волжском откосе», гостинице 1930-х годов постройки и мало изменившейся за это время. Огромный номер, отдельно стоящие кровати, высоченные потолки, плохозакрывающиеся рамы. Однако, вполне чисто, достаточно профессиональный персонал, никаких попыток взять какие-либо дополнительные деньги за стоянку машины и извинения, что стоянка во дворе здания вся занята. Так что вполне можно останавливаться, особенно с целью успеть посмотреть на такой вариант гостиницы.

14.09.07

Нижний Новгород – Владимир – Москва

Пробег 427км

Позавтракав в гостинице (вполне современный шведский стол) под начавшимся ночью дождем в тумане стартуем в сторону Москвы. Кстати, в гостинице работает вполне приличный сувенирный киоск, в котором нормальные цены. Город проехали нормально, на на выезде были остановлены для проверки документов.

Дождливый день не способствовал быстрой езде, и приблизительно к полудню добрались до Владимира. На этот раз решили проехать через город, чтобы пообедать (делать привал под дождем как-то не хотелось). Во Владимире побывали в Успенском Княгинином монастыре, нас пустили даже в храм. Поговорили с очень начитанной женщиной в монастыре (кто она: послушница, монахиня или кто-то еще так и не поняли). Монастырь очень интересный, основанный в XIII веке. Расположенный не сильно далеко от центра города, он, вместе с тем, совсем не бросается в глаза, а заслуживает посещения и изучения.

В старых торговых рядах открылся новый торговый комплекс, в котором мы и посидели в кафе и перекусили. Для провинциального города торговый комплекс с несколькими автостоянками просто великолепен, а цены высоковаты, хотя обслуживание на высшем уровне. Интересно, как долго проработает этот комплекс в таком режиме, ведь посетителей (правда, была середина буднего дня) в нем было совсем немного.

Отдохнув, поехали дальше в Москву. Дорога под почти постоянно моросившим дождем была довольно однообразная, никаких остановок не делали и приблизительно к 5 часам пересекли границу города.

Послесловие

Описание реализации идеи закончено. Можно ли сказать, что я увидел Урал? По большому счету, конечно, нет. Да, мы много что увидели, что-то даже записали и сфотографировали. Но еще очень многого не заметили. И еще больше – просто не увидели, потому что не доехали. Но есть твердая уверенность в том, что без этой поездки впечатлений у нас было бы гораздо меньше.

Уверен, такие поездки нельзя подвергать чисто «статистическому» анализу – проехали столько-то километров, столько-то городов и сел посетили, столько-то фотографий сделали... А как посчитать впечатления и эмоции? А как классифицировать наблюдения за бытом огромной страны и ее жителей? И что будет, если когда-то доведется еще раз побывать в посещенных местах?

Наверно, все эти соображения вполне банальны, поэтому их стоит прекратить и принять, что идея на этот раз осуществилась, пусть, возможно, и не полностью.



Рейтинг@Mail.ru