Москва - Ловозеро (июль 2008)
Главная
Статьи
Форум
Москва - Ловозеро (июль 2008)

По материалам закрытого форума

King

Часть 2.

Утро следующего дня оказалось более спокойным но не менее дождливым. Но нас уже ничего не могло остановить. Полтора часа по всё ещё неспокойному озеру Ловозеру с захлёстыванием воды через крышу, периодически начинающемся ливнем и постоянной качкой оставили в моей памяти незабываемые впечатления.

И вот они – Ловозёрские тундры!!

Фотография с трудом передаём всю грандиозность, суровость и таинственность представшего перед нами пейзажа. Незабываемое впечатление!

Оказавшись на берегу, мы быстро ощутили, что после столь весёлой прогулки по озеру из сухих вещей на нас остались только майки. Пришлось в быстром темпе преодолевать небольшой двухкилометровый подъём, чтобы высущить вещи в избушке егерей заказника «Сейдъявврь». Просохнув и окончательно опьянев от выпитого для целей согревания организма спиртного, мы двинули на место предполагаемого ночлега на другой стороне озера, в низины ущелья Чивруай.

Путь на противоположную сторону лежал через реку Мотка, вытекающую из Сейдозера и впадающую в Ловозеро. На поверку речушка оказалась достаточно полноводной, с быстрым течением, скользкими камнями на дне и температурой воды не выше 10 градусов Цельсия.

В целом переход оказался достаточно экстремальным делом, особенно в моменты, когда ноги проваливались между камнями, и в воде оказывалось пол тела. Но, что главное, всё рюкзаки остались сухими. Место для ночлега было выбрано прямо на берегу Сейдозера с прекрасным видом на массивные склоны гор Ловозёрские тундры и просто фантастические облака.

План пешего похода по Ловозёрским тундрам предполагал подъём по ущелью Чивруай на высоту 900 м. над уровнем моря, (или на 700 метров относительно поверхности Сейдозера) выход на плато, переход в сторону озера Райявр, ночёвка в горах, переход по плато через 5 перевалов в сторону ущелья Эльморайок и выход на рудник Карнасурта. План составлялся на основе множества отчётов, и, честно говоря, я себе представлял заполярные горы совсем иначе, нежели то, что оказалось на самом деле. Даже просмотренные фотографии не позволили вообразить всю картину гор в полной мере. Поэтому составленный ещё в Москве план пришлось корректировать сразу после выхода на плато. Но об этом чуть позже.

Утром было купание в Сейдозере tongue.gif

потом быстрые сборы, упаковка всего в рюкзаки и выход в путь в ущёлье. Первый день пешего похода выдался очень солнечным и тёплым. После хмурых туч и дождя предыдущего дня очень приятно было снять с себя лишнюю тёплую одежду и дождевики. Бодрыми и воспарявшими духом мы начали подъём.

Ущелье Чивруай – самое длинное и пологое ущелье в Ловозёрских тундрах, и подъём по нему достаточно лёгок для практически любого человека. Его низины покрыты густым влажным северным лесом, папоротниками и мхами, среди которых течёт быстрая горная река.

Тропинка проходит среди множества маленьких чистых и холодных ручьёв, воды которых ещё недавно были снегом на склоне гор. Пить из низ воду – одно удовольствие.

По мере подъёма смена растительности происходит прямо на глазах, и уже спустя час мы выходим из чащи.

Известно, что своеобразным хранителем Сейдозера является Куйва, почитаемый у местных саамов. Его стометровое естественное изображение можно наблюдать на склоне горы Эльморайок. О нём я читал в отчётах ещё до поездки. Но вот увиденное нами в ущелье Чивруай не описывалось ни в одном отчёте. Это странное вкрапление светлого камня на скале, состоящей из сплошной тёмной породы.

Неужели его никто не замечал?

Чем выше поднимаешься, тем ниже растительность, а её формы всё более изощрённые.

Но количество комаров при этом не уменьшается нисколько,

несмотря на небольшие снежники, лежащие по сторонам. И вот вся хоть сколько-нибудь высокая растительность остаётся позади, а впереди только камни, мхи и снег.

НЛО, летающих над Ловозёрами, молва о которых ходит по Интернету, нам увидеть не пришлось, но вот два СУ-27 неожиданно нарушили таки тишину и спокойствие местных красот.

Ещё два часа карабканья по камнями, и мы на плато.

Вот тут то и случилось первое значительное непредвиденное обстоятельство. Оказалось, что само плато представляет почти бескрайнее поле ломаных камней, не образующих более или менее ровной поверхности, и передвижение по ним отнимает неимоверное количество усилий (всё равно, что без перерыва прыгать с камня на камень). Странно, но ни в одном отчёте я не встречал подробного описания поверхности плато, а после прочтения рассказа о велопоходе по Ловозёрам у меня появилась уверенность, что проход по плато не так уж и тяжёл. Вообщем, поднявшись на высоту 900 м. пришлось отказаться от похода к озеру Райявр и идти сразу через перевалы.

Спустя пару часов прыгания по камням, оказалось, что нас увело сильно влево в сторону южной оконечности Умбозера.

Не имея опыта ориентирования в такой местности, я, используя, компас и подробнейшую топографическую карту местности, не смог таки точно определить маршрут. Но ушли в сторону мы не сильно, и вернуться на маршрут оказалось не так сложно. Тем временем стрелка часов уже приближалась в 22.00, а это означало, что мы без обеда шли уже более 12 часов. Было принято решение организовать стоянку прямо на плато в месте, слегка покрытом мхом. Воды на высоте около 900 м. найти было невозможно, и для приготовления еды очень кстати подошёл не редкий для этих мест снег.

В целом, уставшими, но довольными мы по-быстрому организовали стоянку, приготовили еду и улеглись спать. А ближе к ночи на плато опустились плотные облака, вблизи похожие на густой туман, и пошёл дождь. Эта ночёвка в заполярье в горах на высоте 900 м. в дождь и среди облаков… Такое невозможно забыть!

Следующий день встретил всё теми же облаками и мокрыми камнями.

Не отступая от намеченной цели, мы решили продолжить движение вперёд, следуя разработанному маршруту, используя карту и компас (эх, как же в тот момент мне не хватало GPS). Так как видимость не превышала 50 метров, ориентироваться на местности приходилось по близлежащему рельефу, который, как оказалось позже, а такую погоду очень обманчив. Всё бы ничего – прыгать по камням мы уже научились, но главной бедой второго дня пешего похода стали снежники, размеры которых на этих высотах были просто невообразимыми, часть из них исчезала в тумане. Идти напролом прямо по снегу – занятие очень рискованное, поэтому, выбирая более безопасные маршруты мы петляли среди снежников наматывая километры, а, по сути, по прямой проходя совсем немного.

Замечу, что на всём пути следования в тумане я сверялся с картой и компасом каждые 10 минут, подолгу выверял топографию местности с картой. До последнего у меня не было сомнения в правильности выбираемого нами пути. И вот уже ближе к 18.00 мы, как мне казалось, приблизились к заветному перевалу Эльморайок. Карта, выставленная по компасу, чётко соответствовала рельефу местности. Мы вроде бы уже оказались на перевале, справа и слева подъёмы двух гор, но не видно ни одной тропы, ни одного следа пребывания человека. Чувство смятения всё больше охватывало меня в тот момент. Продуктов и газа у нас оставалось на не более чем три – четыре приёма пищи, а сил – день – два пути. Но самое интересное для меня было то, что в момент подхода к спуску в ущелье стрелка компаса резко изменила своё положение, несмотря на то, что мы шли по прямой! Мы весь день шли по компасу, сопоставление показаний которого с картой чётко ложилось на окружающую местность, и я был уверен, что мы идём в правильном направлении. Не знаю, аномалия это или нет, но сей факт был проверен повторными выставлениями карты и вызвал у меня полнейшее недоумение. Меняет положение стрелка и всё тут. И вот, подойдя к склону в ещё неизвестное нам ущелье, мы принимаем решение спускаться вниз, несмотря на сплошные снежники и огромные камни. Ведь внизу есть вода, растут зелёные растения, наверняка есть место для установки палатки. По прошествии получаса уверенного спуска мы выходим из области облаков и нашему взору предстают ОНО…

Да, оно самое Сейдозеро, но с абсолютно неожиданной для нас стороны. Оказалось, что мы вышли в ущелье Мурнуай, не пройдя от места стоянки в горах и 10 км. Спустившись в низины ущелья без сил и на автопилоте, по дороге успев ухватить несколько интересных кадров,

мы разбили палатку прямо на каком то болоте в более или менее ровном месте и наскоро поужинав завалились спать, не чувствуя ног.

А на утро, уже точно понимая, где мы находимся, мы в хорошем темпе, двигаясь по левой стороне Мурнуая, выходим к бурному и холодному Эльморайоку, на раз переходим его в брод чуть выше колена, и, найдя хоженую тропу, устремляемся к выходу из долины Сейдозера через заветный перевал. Дальнейший путь прошёл без особых приключений и впечатлений за исключением момента, когда мы увидели группу туристов на вершине перевала. В тот момент нашей радости не было предела. Вышли, наконец-то вышли!