Москва - Козельск (март 2009)
Главная
Статьи
Форум
Москва - Козельск (март 2009)




По материалам сайта http://vagante.ru/


ПРОДУКТ




Путь до Сухиничей занял около полутора часов.Чувствовалось, что места ну очень древне-исторические: при внимательном взгляде можно обнаружить на остатках асфальта отпечатки ног (по научному - копыт) коня хана Батыя. Видимо поэтому дорогу и не ремонтируют, боясь утратить ценный артефакт. Несколько ускорил продвижение местный житель, знающий тутошние ямы-половину пути относительно резво кренделяли за ним.

Но не все ж дорога!
Не смыкай же вежды.
Мы ведь здесь не много,
Не теряй надежды.



В самих же Сухиничах, следуя по указателю к Киевскому шоссе, на задворках Сухинсовета увязли в местной грязи типа чернозема. Так что город можно смело переименовывать в "Продуктово вязло"...



Но все когда-нибудь заканчивается..Поутру, преодолев полосу препятствий в обратном направлении мы въехали в Козельск (По сведениям переписи населения в 1992 г.Козельске проживало 19,9 тыс. человек), встреченные таким вот забавным козлолосеоленем женского полу:



И тут же уткнулись в очаг местной культуры



находящийся под охраной "железного зверя"



Рядом находится убежище остатков ракетно-ядерного щита ( http://www.kozelsk.ru/diviziya/ ) России, спасающихся от заведующего секцией магазина № 3 Ленмебельторга...("Обеспечение безопасности при расформировании Козельской ракетной дивизии стратегического назначения - сегодня задача государственной важности", "Ельцин начал, а Путин успешно продолжил уничтожение нашего ракетно-ядерного щита"....)







Тернистая дорожка



привела в Козельский Благовещенский собор, который был построен в 1810 г. поручиком Ф.И. Рахмановым и его женой. В 1871 г. за счет прихожан была расширена трапезная. Архитектура храма выдержана в стиле русского классицизма. Храм трехпрестольный: главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; северный - в честь иконы Божией Матери "Знамение", южный - в честь иконы Божией Матери "Калужская". При храме были библиотека и одноклассная церковноприходская школа, учрежденная 16 августа 1887 г. 5 февраля 1900 г. было открыто церковноприходское попечительство.





Каменный храм в честь Сошествия Святаго Духа был построен в 1789 г. купцом Петром Месняевым. В начале XIX в. к нему пристроена каменная трехъярусная колокольня. В храме было три престола: главный - в честь Сошествия Святаго Духа, южный - во имя бессребреников Космы и Дамиана, северный - во имя святителей Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских. С правой стороны от колокольни была каменная сторожка. Имелась церковная библиотека.



Храм закрыли в 1923 (1930) г., а его здание использовали под склад. Сначала в нем хранили махорку, потом зерно. Позже в храме были конюшня, вальцевая мельница. В 50-е гг. были разобраны на кирпичи трапезная часть и колокольня, а от четверика остался остов без крыши и купола. В 1988-92 гг. к 750-летию героической защиты города в уцелевшем четверике была устроена диорама "Оборона Козельска от татаро-монгольских полчищ", для чего была проведена его реставрация, в ходе которой были восстановлены крыша и купол, а окна заложены кирпичом.
10 ноября 1994 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 466 храм был передан Калужской епархии. На момент передачи храм весь был завален мусором. Восстанавливал храм и его первым настоятелем был игумен Петр (Барабан, †2001), который, несмотря на преклонный возраст (1915 г.р.), при поддержке прихожан и благотворителей активно участвовал в проведении восстановительных работ. Тогда были разобраны заложенные кирпичом окна, вставлены рамы, проведена реставрация внутри и снаружи, сделано крыльцо, настелен пол, устроен иконостас и оборудован алтарь. Первая Божественная литургия была совершена на праздник Крещения 19 января 1996 г. Храм действует как Архиерейское подворье.





Музеи в воскресный день посетителей видеть не желали...



В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Козельск был оккупирован с 8 октября по 27 декабря 1941 немецко-фашистскими войсками и сильно разрушен.

Мемориал героям Великой Отечественной войны









Почтим же их память святую,
Положим поклон до земли
И скажем молитву простую
О тех, что теперь уж ушли...





Здесь же находится памятник защитникам Козельска в 1238 году



Это копия знаменитого Козельского Креста, который в настоящее время хранится в сарае Козельского краеведческого музея . Сам Крест давно воспринимается как древнее надгробие, установленное на братской могиле героев.Каменный Козельский Крест является древнейшей святыней Козельска. Его происхождение восходит к дохристианской эпохе вятичей, пришедших в Козельский край в V веке по Р.Х. Вятичи поклонялись балто-славянским богам-идолам и именно таким идолом и был прежде этот камень, изображавший, по всей видимости, богиню – покровительницу женщин. Об этом свидетельствуют антропоморфные формы камня, напоминающие женскую фигуру (бабу), поднявшую вверх в молитвенном или благословляющем жесте руки. Однако, с принятием христианства, вятичи переделали камень в Крест: стёсано лицо бабы, камень приобрёл более обобщённые формы, напоминающие крест. По преданию, в таком, уже христианском виде, козельский каменный Крест был установлен на братской могиле козельчан, погибших при Батыевом нашествии.
То, что наши предки установили на этом святом месте свою главную святыню, свидетельствует о многом: во-первых, каменный Крест был для них символом их веры Христу и отречения от язычества, и именно он достоин был стоять на могиле христианских мучеников, убитых язычником Батыем.Во-вторых, разрушенный и сожжённый дотла город вряд ли сохранил какие-либо церковные святыни (учитывая то, что храмы Козельска были деревянными). Но неповреждённый огнями пожарищ каменный Крест в глазах козельчан символизировал несгибаемый дух Козельска. Более того, каменная «вечность» Креста – давала козельчанам надежду на увековечивание их подвига в памяти народной.







История не сохранила практически ничего от облика "того" Козельска-Козельска XIII века..







Да и что может остаться, если и современные "памятники" имеют плачевный вид



Успенский собор г. Козельска (1824)



По преданию главный храм города Козельска - Успенский собор был построен на месте, где в 1238 году на территории крепости малолетнего князя Василия Козельского находилась деревянная церковь, в которой закрылись последние защитники твердыни и сгорели заживо, но не отдались в руки татаро-монголам. По легенде на месте гибели козельчан тогда был поставлен каменный крест.



Храм сегодня



и его "соседи"





Интересно, что теперь означает буква "Б" в названии улицы?





Не в лучшем расположении духа после увиденных разрухи и запустения мы направились в Оптину пустынь. При движении от Козельска поворот к монастырю не проехать-есть хороший ориентир



Свято-введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь- один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18-го века в России.Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они - эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, Даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое - как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.





Первое, на что обращаешь внимание - большое число попрошаек (именно попрошаек, а не просящих милостыню) определенной национальности, со смуглой кожей, полным ртом золотых зубов, в широких юбках..."Золотой, нечем за квартиру платить, мужа нет, трое детей, дай денежку, дай хоть что-нибудь..." При этом к "старшей" подкатывает иномарка из которой высыпается толпа "бедствующих, и старшая расставляет всех по "точкам".."Классических" прихрамовых нищих среди этой оравы увидеть сложно...





Церковь во имя явления Казанской иконы Божией Матери

Много чудесных событий, которые происходило в Оптиной Пустыни. Одно из самых ярких и таинственных - появление в обители чудотворной Казанской иконы Божией Матери и возведение храма в честь этого образа. время обновления Оптиной Пустыни, - пишет архимандрит Леонид (Кавелин), - приснопамятным настоятелем ее о. Авраамием, когда разбирали старую деревянную ограду, в числе прочей братии находился на этой работе и иеромонах Макарий, бывший впоследствии архимандритом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Он имел несчастье упасть с верху ограды на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви, и ушибся смертельно. Во время своей жестокой болезни благочестивый инок молил Пречистую Богородицу да продлит ему лета живота.



Соборная церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, самый старший из строений в монастырской ограде, имеет непростую историю. До него на этом месте целое столетие отстояла деревянная церковь, а строительство каменной было начато в 1689 году. Начато - и приостановлено



(на заднем плане Храм Марии Египетской)



Поневоле вспомнишь поговорку "Вы не в церкви, не обманут". Создается впечатление, что воровство тут в порядке вещей..





Завершением строительства соборной церкви Оптиной Пустыни в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы можно считать 1767 год, когда в целом были закончены отделочные работы, однако освящен он был позже - в 1771 году. Деньги на завершение строительства, среди прочих жертвователей, дала племянница Дмитрия Андреевича, Елизавета Никитична Шепелева, исполнившая волю покойного дяди, завещавшего на это определенные средства.





Как и любом монастыре имеется свое кладбище





"Родина моя - Египет. На двенадцатом году я бежала из родительского дома и ушла жить в Александрию. Там, посреди соблазнов большого и роскошного города, я вела самую порочную жизнь, - рассказывала преподобная старцу Зосиме, встретившему ее в безлюдной пустыне. - Семнадцати лет я была уже всем известна пороками своими... Однажды я увидела толпу народа, спешившую на корабль, который отправлялся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Я побежала за народом и упросила взять меня с собой. Меня взяли. В шумной и многолюдной толпе мне было весело, и во все время плавания я соблазняла спутников смехом и крайним бесстыдством."



Подвиг преподобной Марии Египетской Церковь отразила в богослужении. На утрени четверга пятой недели, среди великого канона Андрея Критского, положено читать и житие святой отшельницы, загладившей великим трудом и покаянием прежние свои грехи. Эта часть службы называется стоянием Марии Египетской. Храм в Оптиной Пустыни, названный в честь святой, был устроен из старой братской трапезы в настоятельство преподобного старца Оптинского Моисея. Само имя Марии Египетской призвано напоминать нам о том, что для Бога нет невозможного, его милосердие не имеет границ, и перед теми, кто искренне кается, искупая грехи подвигом Христа ради, открываются двери Царствия Небесного.



По преданию Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за котором трапезовал Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Это было еще при земной жизни Богоматери. Икона с первых лет своего существования почиталась как величайшая святыня христианства.



В монастырском храме во имя Владимирской иконы Божией Матери, восстановленном несколько лет назад на месте одноименного больничного храма, ныне покоятся в гробницах мощи преподобных старцев Оптинских - Льва, Макария, Иллариона, Анатолия, Иосифа, Второго Анатолия, Варсонофия. Здесь ежедневно проходят акафистные службы, обращенные к собору Оптинских святых.















В помещении женской гостиницы имеется чайная, в которой можно разжиться вкусными плюшками.

На правом берегу реки Жиздра в 400 м выше по течению от Оптиной Пустыни находится Источник “Пафнутьевский”.



Вода источника минерализированная, считается целебной и используется местными жителями и паломниками. Источник оформлен срубом- колодцем и бассейном для купания.





Места у источника очень красивые, вековые сосны...





По дороге домой не могли не заехать в село Нижние Прыски что , в 7 верстах от Козельска, некогда было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.
В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод.В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым.






Обратный путь в Москву изысками не отличался






Рейтинг@Mail.ru