Золотое Кольцо (июнь 2011)
Главная
Статьи
Форум
Золотое Кольцо (июнь 2011)


galinam, http://forum.autotravel.ru/

Проехали по маршруту:

Власово - Краснозаводск - Александров - Кольчугино - Владимир -
Боголюбово - Владимир (объездая) - Юрьев-Польский - Кольчугино -
Александров - Пересвет - Власово.
12 июня 2011 г. 520 км.

Все фотографии: http://wm.home23.pp.ru/mom/gallery/

Отзывы, вопросы, комментарии: prgp@mail.ru


Часть 1. Александров


Очредной День Независимости совпал с православной Троицей, и мы поехали любоваться творениями мастеров Владимиро-Суздальсой школы белокаменного зодчества. Путь наш лежал через Александров. Во времена Ивана Грозного этот городок был на протяении 17 лет невенчанной столицей Российской державы, а сейчас о средневековье напоминает музей-заповедник “Александровская Слобода”.
Первым свое внимание на Александовскую слободу обратил отец Ивана Грозного - великий московский князь Василий III. Она стала для него летней резиднцией, “местом для прохлады”. Строят слободу лучшие русские и итальянские мастера, создавшие и московский кремль. После смерти Василия III слободу наследует его красавица-жена Елена Глинская, а в декабре 1564 г. сюда переезжает Иван IV, и слобода становится столицей опричнины. Здесь будут принимать послов со всего света, но именно здесь произойдет ужасное событие - смерть царевича Ивана, снискавшее Ивану Грозному прозвище сыноубийцы, после чего царь спешно покинет слободу навсегда.


Александровский кремль.



С Александровской Слободой, с личностью Ивана Грозного связано множество легенд и преданий. В фольклоре образ царя по большей части величав, именуется государь “содержателем всей Руси, сберегателем каменной Москвы”. Город Александров мало похож сейчас на “кровопийственный град”, но загадки, тайны , легенды здесь повсюду...
Мы вошли в Кремль (сейчас это Успенский монастырь) под звон колоколов, было многолюдно, в Троицком соборе, украшенном в честь праздника ветками березы, шла служба.


Распятская церковь-колокольня. XVI век.

Из всего ансамбля Александровского Кремля сразу выделяется 56-метровая Распятская колокольня, шедевр каменного шатрового зодчества XVI века. Именно с ней связана легенда о первом полете человека на деревянных крыльях. “Смерд Никита, боярского сына Лупатого холоп”, смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, “аки птица”, полетел с Распятской колокольни. Полёт оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. А в царском указе об этом сказано: “Человек не птица - крыльев не имать, а коли выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям на съеденье, а выдумку после священные литургии огнем”.
В начале XVII века во время польской интервенции несколько сот человек затворились в колокольне, не желая сдаваться. Одна девушка, не пожелавшая стать добычей поляков, бросилась вниз и разбилась насмерть. Это предание находит и документальное подтверждение в дневниковых записях командира польского отряда Яна Сопеги.
По узкой каменной лестнице, освещенной щелевидными окнами, можно подняться до первой галереи. По этой лестнице ходил звонить в колокол к заутрене царь Иван Грозный.


Н.Вилков. “Крылья холопа”.

Местное предание рассказывает и о подземном ходе из царского дворца, шедшем в XVI веке от Успенской церкви к реке Серой. Немец-опричник Генрих Штаден писал о подземном ходе, в котором на тройке лошадей можно было проехать до Старой Слободы или к реке Серой.

Успенская церковь. XVI - XVII век.


Сретенская церковь. XVII век.




Покровская церковь. XVI - XVII век.




Троицкий собор. 1513 год.


После службы.









Рассказывают также, что много жертв монаршего гнева было утоплено в государевых прудах Александровской слободы.
“Времена не выбирают: в них живут и умирают“...
Современники Ивана Грозного - Генрих VIII в Англии, Людовик XI во Франции, Филипп II в Испании - не уступали Ивану IV, а порой и превосходили его в жестокости.
Не дает покоя исследователям и пропавшая библиотека царя, привезенная в Россию его бабкой, племянницей византийского императора Софьей Палеолог в качестве приданого.
Жители Александрова и окрестностей не раз при земляных работах находили клады монет. Эти находки можно посмотреть в музее.
В бывшем Кремле много зелени, здесь приятно погулять, но мы поспешили дальше.


*****************************************************************





Часть 2. Белокаменное зодчество. Владимир. Дмитриевский собор.



Дорога от Александрова до Владимира очень живописна: неоглядная даль, а справа и слева то ромашковые то люпиновые поля, реки, озера, овраги, - от красоты дух захватывает.


И вот уже показались Золотые ворота.



Владимир - один из древнейших русских городов, долгое время бывший столицей Русского государства. Основал город русский князь Владимир Мономах в 1108 г. в один из своих приездов из Киева, как крепость на высоком берегу реки Клязьмы. При строительстве была повторена топонимика Киева: во Владимире есть и река Лыбедь, и Золотые ворота. Золотыми воротами начиналась главная улица Владимира, а заканчивалась Серебряными, но они не сохранились. Арочный свод ворот, а высота его 14 метров, в древности был расписан фресками, словно храм.
С правой стороны Золотых ворот находится сохранившийся участок городских валов XII в. - Козлов вал. Перед воротами и Козловым валом стоит Троицкая старообрядческая церковь из красного кирпича постройки 1916 г. (архитектор Жаров) в псевдорусском стиле.


Припарковав машину у подножия вала, мы пошли к смотровой площадке "Старый Владимир" ознакомиться с экспозицией и сделать несколько снимков города с высоты.




Значение Владимира возрастает в годы княжения Юрия Долгорукого. Владимирские князья, единственные носившие титул "великих", накануне татаро-монгольского нашествия были сильнейшими русскими князьями. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский отдал Киев во власть младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире великим князем. Наивысший расцвет княжества приходится на время правления князя Всеволода, поучившего прозвище Большое Гнездо из-за размера своей семьи. Автор "Слова о полку Игореве" говорил, что войска этого князя могут веслами расплескать Волгу, а шлемами вычерпать весь Дон". В феврале 1238 г. войска Батыя подошли к стенам Владимира. Его князь Юрий Всеволодович, в надежде собрать подкрепление, ушел из города и был убит на реке Сити. В битве за Владимир "кровь лилась, как вода". Несмотря на отчаянное сопротивление жителей, татары взяли Владимир. В 1252 г. ярлык на великое Владимирское княжение получил Александр Невский, проживший в городе 11 лет. В XVI в. Владимир утратил былое величие и вошел в состав Московского государства. В XVIII-XIX вв. Владимир - губернский город, достаточно провинциальный по образу жизни и архитектуре.
Южная часть города укреплена самой природой: высота городских холмов - 40 м, и они круто обрываются к реке Клязьме. С севера город имел овраги, заполненные водой.


Успенский собор.

Во Владимире находятся два самых известных и значительных собора древней Руси: Дмитриевский и Успенский и множество других памятников архитектуры. Неотъемлемой частью Владимиро-Суздальского храма являлось резное убранство. На стенах Дмитровского собора (1194-1197гг.) более 1000 резных изображений.


Дмитриевский собор.

Дмитриевский собор - бывший дворцовый храм Всеволода III, одноглавый, с фасадами, богато украшенными рельефами.



Тема резных композиций - величие и могущество Великого Владимирского князя, такого же мудрого, как Давид, сильного, как Самсон, храброго, как Александр Македонский. Мы не могли оторваться от собора, совершенного по пропорциям, увенчанного древним позолоченным шлемовидным куполом и ажурным крестом с флюгером в виде голубя.




Над центральным окном фигура Давида-псалмопевца с арфой в руке.


Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов.


Здесь и скульптурный портрет строителя собора Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. На руках он держит новорожденного сына.
На южном фасаде над правым окном композиция "Вознесение Александра Македонского". Александр стоит в коробе, держит высоко в руках двух ягнят, а привязанные к коробу грифоны, пытаясь ягнят достать, поднимают Македонского на небо.
Над южным порталом - миниатюрный рельеф: сидящий на спинах двух львов, как на троне, царь Соломон, чья премудрость вошла в поговорку. С ним, строителем Иерусалимского храма, сравнивали Андрея Боголюбского.

Внутри собора - фрески византийского мастера XIIв. - " Страшный суд" с апостолами и ангелами, глаза у которых очень печальные. Сохранилась и фреска русского живописца "Лоно Авраамово".






Рядом с Дмитриевским собором - открытая смотровая площадка, откуда хорошо видна Клязьма, дорога на древний Муром, леса вокруг Владимира.



*****************************************************************




Часть 2. Белокаменное зодчество. Владимир. Успенский собор.



На самой высокой точке древнего Владимира расположен Успенский собор (1158-1189 г.г.). Строили его мастера князя Андрея Боголюбского. Успенский собор был выше Киевского Софийского собора.
Первоначально он был одноглавым. При князе Всеволоде III (после пожара 1185 г.) собор был дополнен галереями и боковыми главами, старый собор оказался внутри нового, интерьер стал более сумрачным, а архитектура сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо.







Успенский был главным собором Руси до первой половины XV в. Под его сводами венчались на царство великие князья, а у уже позже архитектор Фиораванти построил в Московском Кремле Успенский собор, для которого Владимирский послужил образцом.
В соборе велись летописи. В нем захоронены князья и епископы Владимира XII-XIIIвв. Здесь находилась святыня Русской земли - икона Владимирской Богоматери, которая в 1395 г. была перенесена в Москву для защиты от нашествия Тамерлана.


В 1408 г. собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублёвым, работавшим в технике фрески. Его фрески сохранились в Звенигороде, Сергиевом-Посаде, но самая большая коллекция их здесь, в Успенском соборе.

Напротив иконостаса - фрески под сводами хор: композиция "Страшного суда", написанная Андреем Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным(1408 г.). "Впервые в истории живописи на Руси страшный суд представлен как царство праведных, начало мира, в котором нет места трагедии. Это мир, объединённый сознанием братства и любви". Справа и слева - апостолы. Они непринуждённо разговаривают между собой, сидя на скамьях. За ними хоры ангелов. Над головами апостолов - изображение Христа. Ангелы сворачивают небеса в свиток. Над изображением Христа - сцена " Престол уготованный" со стоящими фигурами Богородицы и Иоанна Крестителя. Ближе к иконостасу -композиция "Видение Даниила", на противоположном столбе - "Праведные жёны". На двух столбах - трубящие ангелы.

При входе в южную галерею стоит обернуться, чтобы увидеть композицию " Шествие праведных в рай": Петр жестом "зовет следовать за ним сомневающихся праведных".


Фреска "Райские кущи или лоно Авраамово" написана при участии Даниила Чёрного. В раю фигура благоразумного разбойника и праотцы Авраам, Исаак, Иаков в окружении дивных растений.
Основной цвет - зеленый.
http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=135&mode=mur&sort=time&page=1

Других фресок Рублева в соборе не сохранилось, а древний иконостас начала XV в. с иконами Андрея Рублёва и Даниила Чёрного был продан в село Васильевское Ивановской области, найден там реставратором И.Э Грабарём. Теперь они украшают залы Третьяковской галереи и Русского музея. В соборе же сейчас иконостас XVIIIв., выполненный по указу Екатерины II.
В 1988 г. ученик Феофана Грека Андрей Рублёв был причислен к лику святых.


В соборе шла служба.




Мы погуляли по Соборной площади, постояли у фонтана в парке и опять вернулись к Дмитриевскому собору.


Видя наш неподдельный интерес, служительница собора, поливавшая цветы, стала рассказывать о самых интересных композициях, выполненных владимирскими резчиками, за что мы ей очень признательны.
Безусловно, владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими уникальные памятники русского зодчества.


*****************************************************************




Часть 3. Белокаменное зодчество. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли.



Старый монастырь, мимо которого мы проехали, был когда-то резиденцией Андрея Боголюбского. Согласно легенде, князь Андрей, взяв чудотворную икону "Богоматерь умиление", написанную евангелистом Лукой, отправился из-под Киева в Северо-Восточные земли. Икона "не возражала", а, напротив, "двигалась" и по пути остановила коней в 11 верстах от Владимира. Там Андрей, прозванный впоследствии Боголюбским, и выстроил свою резиденцию.

А в полутора километрах от Боголюбова на искусственном холме, высота которого 6м, стоит храм Покрова на Нерли (1165г.), жемчужина древнерусской архитектуры.

Это первая церковь на Руси, посвящённая Покрову Богородицы. Праздник Покрова Богородицы был установлен властью владимирского князя и епископа без санкции киевского митрополита. "Праздник" выражал в особенно открытой, но и утончённой форме мысль о преимущественном покровительстве богоматери Владимирской земле, её князю и его людям". Одновременно это и память о победоносном походе владимирских полков в 1164г. на волжскую Болгарию, памятник сыну князя Андрея Изяславу, заплатившему за победу в этом походе жизнью.

Храм одноглавый, удивительно гармоничный, стройный, устремленный ввысь. Недалеко отсюда река Нерль, протекающая по плодородному Ополью в Клязьму, каждую весну луга вокруг заливаются водой; высота разлива достигает 3м, поэтому нет шоссе, ведущего к храму, и идти туда надо пешком. Река Нерль, сменив русло, протекает теперь за церковью, а перед храмом - старица. Мы поплавали в этом озерце, гладя руками отражение храма Покрова.


Поставлен храм не на случайном месте, и его одиночество кажущееся. Он стал при устье Нерли, у ворот Владимирской земли. Мимо него шли суда из Суздаля и Ростова, корабли иноземных послов и гостей с Волги и Оки. Здесь, на устье Нерли, величавый язык архитектуры впервые говорил пришельцам о могуществе Владимирской земли. Храм Покрова, выросший среди равнинных пойм, гордо стоявший над бурными водами разливов, производил на современников, несомненно, впечатление чуда.
Композиция резных камней повторяется трижды на трех фасадах здания. На стенах - барельефы, изображающие царя Давида грифоны, пантеры, львы, женские маски с волосами, заплетенными в косы ( причёска девушек) - это символы девы Марии. Сама фигура Давида связывается с культом богоматери; считалось, что в его пророчествах шла речь и о Марии. Лев - символ княжеской династии Владимира. Львы сторожат окна.

Есть легенда о том, что церковь пытались разобрать в XVIII в., т.к. мало верующих ходило на службу. Однако это не удалось: луч солнца, отразившийся в куполе, по воле Богородицы, ослепил рабочих. Как бы там ни было, церковь существует и доныне. Внутри она утратила древние росписи, но не утратила своей красоты.

Купание восстановила силы, вернулись к машине, поужинали и ... поехали в Юрьев-Польский любоваться Георгиевским собором. Путешествуя по Европе, привезли, помню, из Австрии открытку: на черном фоне надпись "Вена ночью". На наших фотографиях всё же можно различить очертания храмов Юрьев-Польского.

Мы были здесь впервые, но сразу узнали Кремль, знакомый по фильму "Золотой теленок". В 1968 г. именно здесь снимался фильм Михаила Швейцера с Юрским в роли Остапа Бендера.

Но нас манило вот это чудо:

Ради него мы вернемся сюда через неделю. А пока нам предстоял путь до дачи, и в три часа ночи мы были дома.
http://www.juriev.ru/history.htm




Рейтинг@Mail.ru