Архангельск (2010)
Главная
Статьи
Форум
Архангельск (2010)


http://obmorock.livejournal.com/

В Архангельске повезло побывать хоть и краткой командировкой, зато теми несколькими жаркими днями, что бывают один раз за все короткое северное лето.
В городах нашего севера, Архангельске или Мурманске есть шутка: «А у вас вообще бывает лето? /Конечно! В этом году вот уже было. Только я в тот день работал…».
Хотя я и сам родился в Заполярье, мне в наших северных городах самым удивительным казалось, что они выглядят совершенно обычно. Думается-то: раз город строился в таких суровых условиях, тут все должно быть каким-то особенным, как-то по-своему, по-северному должны быть устроены дома и улицы. Но нет. Все такое же, как и везде. Особенные северные решения инженеры прячут в тенета коммуникационных сетей.




Архангельск на Википедии
Краеведческая монография Имена Архангельских Улиц - обширное описание города и его истории

Крайне рекомендую познакомиться и с произведениями невероятных певцов невероятного Севера:
Борис Шергин
Степан Писахов

Архангельск вроде бы и на задворках, а написано про него много. Особенно много сделано писателями Борисом Шергиным и Степаном Писаховым . Архангельск ведь стал крупнейшим и главным городом Поморья. Удивительного края со своими обычаем и своим замечательным мастерством. Что особенно – своими мореходными традициями и тысячелетней историей мореходства. Поморы ходили с промыслом и на Новую землю и на Шпицберген. Голландцы составляя «первые» карты Баренцева и Белого морей пользовались картами поморов. Замечательное мастерство местных корабелов создавало суда, которые могли ходить северными морями там, куда не добрались голландские и английские, не смотря на представления об их всеобщем превосходстве.
Как Бажов сумел великолепно передать дух и атмосферу заводского Урала, так Шергин и Писахов закрепили поморский дух со своим замечательным языком и яркими образами.


Памятник одному из главных персонажей Писахова – Сене Малине

Очень рекомендую. Тем более, что частично творчество этих писателей уже знакомо большинству. Именно по их произведениям снят советские мультфильм «Архангельские новеллы» 1986 года. Тот самый, в котором и про «апельсин», выросший под северным солнцем, и про то, как на севере северное сияние и песни по зиме запасают, где сказка про Ваньку, змею Скарабею, «амператора» и мост «анженерной системы».


Памятник самому Писахову на проспекте Чумбарова-Лучинского.

У Шергина опять же есть великолепное описание двинского края и Архангельска: тут .

Пересказывать шедевры – дурная затея. Потому предлагаю Шергина с Писаховым почитать, а сам скромненько поделюсь несколькими фотками современного города и некоторыми комментариями.


Двина.

Издалека, по обзорным картам, кажется, что Архангельск стоит прямо на Белом море. Опять же, сбивает специфика этого города, как порта. На самом деле беломорский берег не так прост и ласков, чтобы можно было с комфортом разместить портовый берег прямо на кромке.
Первый крупный город в этих местах, Холмогоры, появился даже еще выше по течению, где суровое Белое море менее агрессивно. На месте же современного Архангельска долгое время стоял только монастырь. Михайло-Архангельский. По его имени впоследствии и город получил название.


Здесь Двина разливается ровно море. Вдали видны острова дельты. Места такие низменные, что морские отливы дают о себе знать и тут. Порой из-за отлива Двина даже «течет вспять». А на городском пляже отлив заметен по обнажающемуся дну.


Начальная стадия отлива. Видно, как начинает обнажаться дно.
Двина приносит столько воды, что даже в Северодвинске у берега вода пресная.

Интересно, кстати, что, не смотря на всю суровость этих мест и берегов, они были населены очень давно. Новгородцы приходят сюда и селятся уже в XI веке. Тот же Михайло-Архангельский монастырь, предположительно, был основан аж в XII веке. Такой давний старт мог бы серьезно перекроить всю историю региона. Но всю пору существования Поморья его развитие искуственно ограничивалось. Господин Государь Великий Новгород, владевший этими землями до конца XV века ревниво относился к строительству городов и не терпел их. Собственно, в Новгородской земле, кроме самого Новгорода, городов по сути и не было. Торговые поселки, крепости – было. А вот нормальных городов, ведущих свою торговлю и ремесло – не было. Это позволяло Новгороду не бояться конкуренции, но это же и сильно ограничило развитие его обширнейшей земли.


Памятный знак на мысе Пур-Наволок. Месте основания города.

Учитывая вышесказанное становится понятно, что город в этих местах не мог возникнуть сам собой. И действительно. В XVI веке, когда мы про… теряли Ливонскую войну и с нею все полимеры и выход к Балтике, торговлю надо было как-то устраивать. Внешний заказ опять же был. Англичане еще во время войны, в 1553 отправили экспедицию Ричарда Ченслера, добравшегося до Михайло-Архангельского монастыря и подтвердившего возможность торгового сообщения северными морями. Оттуда по Двине и через Ярославль англичане снарядили посольство к Грозному и получили разрешение и торговые привилегии.



В итоге к концу войны, когда берега Балтики были потеряны, у Грозного уже был готово решение. Он отдает распоряжение и в 1584-м строится крепость. Строить решили на Пур-Наволоке. Это было ближайшее к морю сухое место. Окрестные острова заливало в половодье и сильные приливы, а другие участки берега были сильно заболочены. При дальнейшем расширении города приходилось не раз осушать болота и строить с учетом болотистых почв.


Пур-Наволок. Внизу были пристани, наверху (справа) – поднималась рубленая крепость, т.е. собственно «город». Сейчас на этом месте массивные строения гостиного двора.

Опять же, к этому времени у стен монастыря англичане и голландцы уже поставили свои фактории, начал образоваться посад. Поселение называли Новые Холмогоры, потом Архангельский город и только потом Архангельском.
Новохолмогоры до самых времен Петра становится единственным (ЕДИНСТВЕННЫМ!) морским портом России. Через него ведется вся морская торговля с Европами. Естественно, город стремительно развивается и богатеет. Товаропоток был столь значителен, что на нем расцветает и Ярославль, через который шел путь к Двине.
Понятно, столь удаленный, но столь важный город нуждался в обороне, и это накладывало свою специфику.
В 1684-м году тут строят Гостиный двор. Это непременное сооружение для торгового города –полный аналог современных торговых центров с поправкой на требования времени. Тогда это был комплекс лавок по периметру ограничивающий центральную базарную площадь. Главное отличие, делающее архангельский Гостиный двор уникальным – военные требования.


Внутренний двор реконструируемого комплекса. Без примет времени легко представить, что на дворе не XXI век.

Обычные гостиные дворы стояли в глубине городов, под защитой мощных крепостей. Здесь же комплекс стоял прямо на берегу, ведь он должен был доступен прямо с пристаней. Потому в Архангельске его самого делают крепостью. По углам ставят орудийные башни, а стены корпусов строят как крепостные.


Это вот стены и башни. Жаль, закрыто реконструкцией.

Вверх по реке и сейчас располагаются пристани и водные вокзалы. Сначала речной вокзал «пригородного сообщения», а потом Морской и речной вокзал.


Деревянная шхуна «Запад» рядом с Морским музеем, что близ пригородного речного вокзала.

Рядом же и подворье Соловецкого монастыря с Никольской церковью

Так сразу и не скажешь, что 1904-й год.



Морской и речной вокзал.

У морского вокзала широкая площадь, как бы подтверждающая важность и масштаб этого транспортного узла. Здесь набережная Северной Двины становится широким и непровинциальным проспектом. Как и положено в таких случаях, тут же соседствуют и старые купеческие особняки…



…и разного рода новострой




Купеческие дома тут не просто так. По первоначальной традиции нынешняя Воскресенская улица делила город на две части. К северу, т.е. ниже по течению Двины селились «немцы», т.е. все иностранцы. Они же не могли по-нашему говорить, т.е. были немыми. Особенно много было голландцев и англичан. К югу от Воскресенской, т.е. выше по течению, селились больше наши, особенно купеческого сословия.
Тогдашний деревянный город, в котором эти различия были заметны, давно исчез. Даже монастырь, давший городу имя, после очередного пожара перенесли подальше от центра.
Сейчас набережная Северной Двины ниже по течению от Пур-Наволока имеет почти курортный внешний вид.


Хоть и краток миг северного лета, но стоит выглянуть солнцу, и на набережной появляются летние кафе, а на пляже – купающиеся.

Поскольку эта часть набережной прогулочная, тут цепь мемориалов.








Петр и Феврония. В соответствии с нынешней генеральной линией партии и играми в духовность и семейные ценности.

От когда-то особенного строя «немецких» домов не сохранилось почти ничего.


Большею частью застройка середины XX века и позже


Зато в удаленных от берега кварталах можно встретить деревянные тротуары


Ул. Вологодская. В начале XX века все тротуары были в городе деревянными. Прямо по новгородской традиции деревянных мостовых.

Здесь же, в дальнем конце набережной Северной Двины находится завод Алвиз с фирменным магазином.

В 2010-м завод все еще выпускал настойки-наливки-бальзамы из натурального сырья.

В остальном же кварталы бывшей «немецкой» стороны совершенно обычные.

Новгородский проспект


Опять Новгородский проспект


Проспект Ломоносова


Тот же Ломоносова. Каким, однако, приятным все делает солнечный день.


Вероятный бывший цирк.

Обязательная фотка «старое и новое»


Впрочем, сохранилось свидетельство не только «немецкости» этой стороны, но и замечательной веротерпимости. Ведь в Архангельске селились не только православные поморы, но были и староверы, а среди иностранцев полно было католиков, лютеран и протестантов. Все они имели свои церкви в городе.


Лютеранская церковь Святой Екатерины, построена в 1768-м, теперь – органный зал Поморской государственной филармонии. Что интересно – орган не оригинальный, установлен под закат советской власти в 1991-м году.

Большей частью церкви, так или иначе, пострадали и не сохранились. Часть исчезла еще до революции, как стоявшие у пристани обязательные Никольская и Пятницкая. Часть – после революции, как главная Воскресенская церковь, стоявшая в самом центре. По ее имени и осевая улица Воскресенская.


Воскресенская улица

На месте церкви – конструктивистский почтамт.


Вообще центр города замечательно совпадает с историческим центром. Тут все:

Городская администрация


Площадь Ленина


Областная администрация


Со стелой в честь жителей Севера:


Областное УВД (слева)


Детский мир



Неподалеку – недавно реконструированный драмтеатр.


То есть это такой не так часто встречающийся случай, когда центр реальный совпадает с историческим центром. Когда в нем действительно сосредоточены все необходимые объекты. Но чудным образом центр не представляет собой единого комплекса даже в планировочном смысле. А распадается на отдельные «углы».



Также занятно, что вот этот вот единственный в городе небоскреб, самое высокое здание области, видное чуть ли не с любой точки города, не какое-то правительственное здание, не северное морское пароходство или что-то подобное. Это «здание проектных организаций». Теперь – офисный центр. Также тут логично располагается большинство местных радиостанций.
Будучи неизменной визуальной доминантой, здание венчает даже перспективу главной пешеходно-туристической улицы – просп. Чумбарова-Лучинского.



Эта улица, кстати, серьезно выделяется из ряда аналогичных улиц других городов.



Сюда свозили и собирали заново деревянные строения из всего старого Архангельска, спасая их от сноса.



Вот, например, здание Коммерческого собрания. Перенесено с бывшей «немецкой» стороны.



Вообще может показаться странным, что город, через который шел весь товарооборот с Европой, бывший когда-то единственным портом страны почему-то к XX веку не обзавелся обширным каменным центром, а остался деревянным.



Штука в том, что как в средневековые времена Новгород препятствовал возникновению городов на своей земле, так Архангельск искусственно ограничивали и позже.



Когда Петр заложил Питер, он законодательно запретил Архангельску торговать, чтобы перенаправить торговые пути через новый город. Ввозить в Архангельск разрешалось лишь столько товара и провианта, сколько нужно было жителям чтобы прокормиться.
Причем это тот самый Петр, который заложил тут адмиралтейство и верфи на острове Соломбала.


Завод на месте тех самых верфей. На них были построены корабли, которые позже волоком перетащили в Онегу и с помощью которых Петр выигрывал морские сражения со шведами.

К северу от города на острове Линский Прилук (у современного поселка Конвейер) он закладывает Новодвинскую крепость. Это первая в России регулярная крепость и чуть ли не единственная, сохранившаяся с петровских времен в неперестроенном виде (сохранились ворота и стены). Крепость не только стала непосредственным прообразом Петропавловской крепости, но и обеспечила победу в Новодвинском сражении – первом сражении со шведами, открывшим Северную войну нашей победой.
Тот же Петр впоследствии подписывает городу экономический приговор, запрещая торговлю через него.



Впоследствии, когда Питер крепко встал на ноги, уже не Петр, но императоры-наследники возвращают городу право на торговлю. Это обеспечивает кой-какое развитие, город становится лесопромышленным и лесоэкспортным центром, но прежнего размаха город не достигает.



Опять же, конкуренты продолжают «подрезать» линию его развития. Так в 1915-м основывают Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск. Он становится приоритетным государственным проектом и Архангельск вновь лишается поддержки. Опять же, часть товаропотока перебирается в Мурманск, поскольку тот располагал незамерзающим портом.
Наконец, строительство Северодвинска почти свело на нет судостроение города.
Тем не менее, к началу XX века Архангельск оставался центром поморской земли. Главным (если не единственным) ее городом. Весь он дышал особой атмосферой этого края. Уникальным мастерством его мореходов, корабелов, резчиков и прочих художных мастеров.



Мастера и артельщики встретили приход советского времени с энтузиазмом. Ведь теперь можно было работать не на чужом «дядином» судне, а на своем, общем. С радостью внедрялись новые методы и технологии. Жалко, что новые железные суда уже не носили местной специфики. Уникальные поморские лодьи и карбасы исчезли. В наше время почти ушли и остальные особенности поморского быта и мастерства.
Но осталась сама земля, по краю в деревнях все еще можно найти лучшее наследие прошлого, осталась удивительная северная природа, Белое море и Северная Двина, родившие в этих суровых местах город.







Рейтинг@Mail.ru